Жизненный цикл ателье "Соль"

Мода  →  Как стать дизайнером одежды
ателье Соль

До своего пятничного визита в салон ткани «Соль» моя информация о нем исчерпывалась постом на Season 7-летней давности: мол, появилось в Москве ателье при салоне элитных тканей, где богатые люди могут, потратив по 200$ за метр «кутюрной» ткани (большая редкость в то время), заказать индивидуальный пошив соответствующего уровня. Да еще тем, что в журнале «Ателье» периодически публиковались полезные советы по организации работы и рекламы для владельцев ателье  — с подачи хозяйки «Соль», Александры Калошиной.

Для  нашей мастерской «Соль» подарила нам три каталога ткани: Valentino, Carnet и Ungaro (о них будет отдельный пост)  и это послужило отличным поводом приехать и на месте подробнее узнать об ателье. История оказалась значительно интереснее и богаче, а для владельцев ателье — еще и полезной:

История создания:

Александра по профессии — филолог, до ателье занималась рекламой. Но идея иметь ателье давно ее интересовала, и в конце 1990-х она решила (и это на фоне тех ужасных «совковых» ателье, да и те закрывались) создать свое ателье, новой модели, с настоящим сервисом, где можно выпить кофе, полистать журналы и т.д. В поиске вдохновения и идей она стала в поездке по Италии заходить во все встреченные по дороге ателье (точнее говоря, во все, которые были в справочнике «Желтые страницы») с вопросом «а как тут у вас все устроено, можно посмотреть изнутри?»

Иностранцы вообще охотно делятся, осообенно со «странной русской», которая явно абсолютно не конкурент, так как ателье будет открывать в своей далекой России, которая находится где-то на краю света. 

Во время этой поездки, в числе прочих «фишек»,  Александра увидела в одном из лучших ателье нечто необычное: каталоги ткани «Valentino», «Carnet» и «Ungaro». Выглядело это сказочно: огромные альбомы, на хорошей бумаге, с шикарными эскизами дизайнеров и образцами ткани, которую они для этих моделей рекомендуют — приклееными рядом. Каталоги, как и модели обычной «высокой моды» производились (и производятся) дважды в год, к новому модному сезону. 

Ткань там не та же самая, что и на показах «Valentino», к примеру. История о том, что, якобы, можно купить «со складов» или «с фабрики» ту же самую ткань люксовых марок, которая была/будет на их показах — это все, увы, фейк. Все без исключения такие ткани, которые вам сейчас предлагают, особенно где-то в Рязани — это ненастоящие ткани брендов, за них нет смысла переплачивать больше, чем за любую другую китайскую ткань. Настоящие чаще всего просто уничтожаются, и фабрики за этим строго следят — это их хлеб, нельзя уронить реноме.

А вот такие каталоги — другая история.  Ткань для них разрабатывается одновременно с тканями для моделей «Valentino», в той же стилистике последней коллекции, теми же самыми людьми, той же фабрикой, такого же качества. К каждому отрезу (минимальный, который можно заказать на фабрике для себя, в том числе и через «Соль» — это 30 см) прикладывается не только пломбочка, подтверждающая оригинальность, но и текстильный лейбл бренда, который можно вшить в одежду. Лейбл такой же, как и основной у марки, но с пометкой «ткань».


салон ткани соль


Александра поехала на фабрику и чудом убедила их сотрудничать с далекой Россией. Не имея еще ни ателье, ни клиентуры. И именно с этих каталогов началась история ателье «Соль».

После возвращения в Москву началась другая часть работы: надо было набирать людей и «раскручивать» новопоявившееся ателье. Тем более, что цены на эту ткань пугали непривычных к ним людей. В России тогда не было прецендента: была ткань во всех магазинах по 300 рублей метр и на этом фоне вдруг появилась «Соль» с тканями от 150$ за метр.

Большинство работников ателье прошло школу Зайцева. По словам Александры, это очень серьезные профессионалы: портные уровня технолога. Для того, чтобы оповестить всех потенциальных клиентов, живущих далеко, устраивались разнообразные эвенты, вечеринки, праздники.

Александра, как я говорила, в прошлом владелица рекламного бизнеса. Ее четкая позиция, которой она, как и своим опытом вообще, охотно делится с владельцами других ателье: не надо платить за рекламу. Никогда и никому.


Несколько советов по продвижению ателье  из личного опыта хозяйки «Соли» по моей просьбе:


1. Раскладывание листовок по почтовым ящикам вокруг ателье, даже с купоном на скидку — НЕ РАБОТАЕТ. (Да, это непростое ателье, конечно. Но оно и в очень непростом районе, кругом небедные люди живут, самый центр Москвы).

2. Штендеры с указанием что рядом ателье, расставленные по району — не работают.

3. Публикации в прессе района, даже с купоном на скидку — не работают.


Что реально сработало и привлекло ОЧЕНЬ много клиентов за всю историю ателье:


1. Главный совет: атмосфера внутри ателье, интерьер и даже  рекламные акции — должны быть органичными личности хозяина бизнеса, Если ему комфортно в условиях «домашний пошив у тети Зины» — то надо ателье делать таким, подчеркнуто «домашним» чтобы у него оно «выстрелило». Если для него естественно Fashion TV на стене и зеленый чай на мозаичном столике в углу — значит, у него «выстрелит» именно это. Клиенты фальшь чувствуют.

2.  Вывешивание цен. В буквальном виде: расценки на пошив различных видов одежды находились на самом видном месте и на сайте, и на ателье  — прямо на улице, списком: пошив брюк — столько-то, платье — столько-то и т.д. Люди мимо них ходят-ходят, ряды циферок рассматривать интересно,  а информация тем временем откладывается в голове, и они реально ВОЗВРАЩАЮТСЯ, чтобы что-то заказать.
Абстрактная вывеска «ателье» не работает так, потому что тут клиенту надо понять, что ему это  «ателье» нужно, зайти, узнать цены, еще раз обдумать. Слишком много телодвижений для большинства. А тут ты уже узнаешь цены, привыкаешь к ним за несколько проходов мимо, и уже психологически проще  — осталось зайти и заказать.

3. Частая смена «растяжек» на улице. Необычная рекламная информация — когда стена возле ателье или витрина меняется каждые два дня, причем необычно меняется — так же очень хорошо работает. Вот это, вывешенное наружу «меню» с расценками, надо периодически менять на что-то оригинальное, то, чего НЕ ждут от ателье. К примеру, лучшие, потрясающие результаты были достигнуты, когда на улицу так вывешивали:

а) «Четыре слова о выпускных платьях: ...., ...., ...., ....».

б) «22 платья, которые должна иметь в гардеробе каждая женщина: .....»

Ну вы понимаете, да? Поле для креатива огромное: «8 базовых вещей гардероба», «Правила идеально сидящих брюк» и т.д., и т.п.

4. Гостевая книга. Еще одна идея, привезенная из Италии. Красивая книга, где «почетно вписывается»: «Васильев Иван Петрович имеет пожизненную скидку в 5 %», условно говоря. И каждый раз при визите Васильева Ивана Петровича он с удовольствием напоминает об этом факте.

5. Традиции. К примеру, на протяжении двух лет, каждую среду (!) в ателье «Соль» появлялась шарлотка к чаю. Все постоянные клиенты об этом знали, а на улице ставился штендер «Сегодня шарлотка».  Однажды в среду так и зашел к ним мужчина — «Позовите мне Шарлотку!». С тех пор в ателье закрепилась фраза  «а кто у нас сегодня дежурная Шарлотка?» (кто встречает клиентов).

6. Очень сильно помогает «удерживать» клиентов тщательно отработаная схема приема заказов. В случае с люксовым ателье особенно. Например, когда снятие мерок или примерка занимает стабильно не больше 20 минут, а в примерочной два человека: один снимает с клиента мерки, второй записывает, все быстро и оперативно.

7. ОЧЕНЬ МНОГО клиентов ателье получило, обойдя все окрестные магазины одежды и оставив свои координаты продавцам (подружившись с ними). Ателье никогда не хотело заниматься подгонкой, укорачиванием и т.д. Но при обходе сказали продавцам, что занимаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО подгонкой одежды, быстро, мол, только зовите. В округе ателье «Соль» все магазины были дорогие, клиенты были нужные, при подгонке им одежды они получали информацию о существовании и ателье такого класса — и потом приходили к ним. В округе вашего ателье — скорее всего, нужные Вам клиенты и магазины одежды для них, так что тоже сработает!

8. Во избежание дальнейших проблем с клиентом: когда заказ готов и вы его красиво упаковываете (в бумагу, фирменный пакет и т.д.), вкладывайте, показав клиенту, красивую памятку «как ухаживать за изделием ручной работы». Там описание, как стирать/чистить и т.д. Этим вы покажете свою ответственность, снимите возможные претензии «после стирки все перекосилось» «ручной стежок в этом месте чуть больше чем в том», дадите клиенту еще раз прочувствовать свою значимость и «необычность» самого события — заказа у вас одежды.

9.  Хорошо работают купоны на скидку (например, в 7% на следующую вещь). Чаще всего их кому-то передаривают (неименные) — но по ним приходят новые люди, и часто!

10. Александра сделала большой видео курс а-ля как создать и раскрутить ателье:





А вот и еще одно видео на ту же тему:





Год назад Ателье «Соль» было продано другому владельцу. Вместе с именем.

Теперь существуют:

ООО «Студия Соль», род деятельности: ателье полного цикла услуг, торговое название в РФ «Ателье «Соль» « l’Atelier «Sol» или « l’Atelier «Sol» при использовании за рубежом.

и ООО «Солстудио», род деятельности: текстильная компания, представительство Carnet (Ratti), ткани Valentino, Ungaro и Scabal в России, торговое название в РФ «Солстудио» или «Solstudio» при использовании за рубежом.

Обратите внимание, что обе компании пользуются одним и тем же товарным знаком «Соль».


салон ткани соль


То есть: магазин элитной ткани «Соль»  по-прежнему существует, и он принадлежит Александре, а ателье «Соль» теперь принадлежит совершенно другим людям.

У Александры же новый проект, и он потрясающий. О нем я сделаю новый пост, потому что в этот было бы все не вместить.

И отдельный будет о каталогах — и тех, которых нам подарили, и о других, которые есть в магазине тканей «Соль» — например, с самой дорогой в мире тканью — Scabal  (именно из нее шьет костюмы Brioni, в ней бегает Джеймс Бонд и наносят визиты президенты всех стран:-).

Причем необязательно иметь большие деньги, чтобы пользоваться каталогами для своей работы, как дизайнера.

Кстати, если кому-нибудь интересна тема «как продать ателье» — напишите  в комментариях, я могу взять у Александры отдельное интервью с советами по этому поводу, заодно и о продвижении ателье узнать больше. Она очень открытый человек, всем делится, все объясняет, не зря так много писала об этих темах для журнала «Ателье», вела курсы, читает лекции, в том числе и на сегодняшний день. Благодаря ей в Москве развилось около 600 ателье только тех, кто точно работает с ее подачи, с ее помощью советами и с «ее» каталогами.


салон ткани соль

Кстати, предвосхищая возможные вопросы: про покупку в салоне тканей «Соль» ткани:

Ткани Valentino и Ungaro стоят в районе 5000 (+-) рублей за метр, ткани  Carnet  от 2000 рублей. Так же там есть большой выбор шикарной шерсти для мужских костюмов высокого класса, о которых есть смысл рассказать отдельно, вместе с каталогами. У них верхнего предела почти нет (до 70 до 2 500 евро за метр).

В магазине большой выбор ткани (всегда — только последняя коллекция, предыдущей нет), к каждой так же прилагаются тканевые бирки, пломбы и т.д.). Но можно выбрать (по каталогам) другие виды, заказ доставляется в Москву за 4-6  дней.

В Салоне «Соль» стильная обстановка, кофе, шикарные примерочные, он находится в престижном районе, в центре города. Молодые дизайнеры, которые всего этого не имеют, но хотят «на уровне» проводить встречи с заказчиками и примерки, могут это делать там, бесплатно. Конечно, если вещь шьется из ткани салона. Достаточно позвонить и предупредить, во сколько и на сколько вы займете примерочную.

Так же каталоги можно взять бесплатно (под залог), отвезти заказчику, подобрать с ним ткань и т.д.

Сайт салона ткани «Соль».



25 комментариев

avatar
Очень интересный опыт!  
А у нас с ателье в далеком 1995 году случилась банальная история — пришли бандиты и все забрали:) Почему-то об этой стороне рассейского бизнеса никто красиво не расскажет...
avatar
Расскажи ты? Мне очень интересно! Все что я лично видела — это ежемесячные визиты участкового и пожарника. Брали по 1500 в месяц за штендер на улице.
avatar
А это некрасиво и довольно просто. Пришли люди, назвали некую сумму или предложили отдать помещение (в проходном месте, в собственности, с клиентурой)… Мы позвонили… ммм… инвесторам (сейчас так называется, а тогда — людям, которые помогли прихватизировать помещение и которым отстегивали некую сумму с ателье и магазина), они сказали, что перетрут. Не получилось или не захотели. Мы всех уволили, помещение освободили. Оборудование разобрали, но мне тогда некуда было машины профессиональные забирать, поэтому даже не знаю, куда делись… Да и я там не одна была, так что куда-то пристроили. Вот и вся история бизнеса. 
avatar
сочувствую, очень обидная история. а организовать на эти деньги в другом месте ателье?
avatar
А на какие деньги? Никто денег за помещение не заплатил:) И за ремонт и дизайн в магазине, в которые тоже немало было вложено. Никаких денег не осталось:) Только расплатиться с людьми и поставщиками по-мелочи. В этом и суть.
avatar

это ужастно(. но что-то Ваша «крыша» Вам же сказала?
avatar
Сказала, что «не получилось». 
avatar
это кошмарно, как Вы это пережили?
avatar
Директор чуть с инфарктом не слегла, а я молодая была совсем, ничего, просто запомнила… Но в те времена это еще было не самое страшное, до этого случилось как-то: приходим утром в офис — а в здании первого этажа нет — стрельнули из гранатомета для остраски… Теперь всю  жизнь — только наемным работником. 
avatar
с ума сойти, я вас прекрасно понимаю!
avatar
Мне почему-то комментарий пришел… а статья замечательная! Спасибо, очень ценно и про продажу инетресно узнать — такой человек много интересного может рассказать!
avatar
я сама не поняла как так вышло. удалила ваши черновики, а потом опубликовала свой и все почему-то перемешалось
avatar
Вот это статья! Столько полезной информации. Особенно про бесплатные примерки понравилось, воспользуюсь))
С нетерпением жду продолжения
avatar
А мне про совет вкладывать памятку по уходу. Так просто и так важно!
avatar
Вот это опыт!!! И девушка такая красивая, даже трудно поверить что настолько умная! спасибо, ждем продолжения!
avatar
«Слишком много телодвижений для большинства. А тут ты уже узнаешь цены, привыкаешь к ним за несколько проходов мимо, и уже психологически проще  — осталось зайти и заказать. „   -  вот этот совет бы дизайнерам еще всучить, а то у половины на сайтах цен нет… Еще очень понравилось про купоны на второй пошив, спасибо за идею.А вот про школу Зайцева удивлена, там же учат всего полгода, какие технологи?!
avatar
нет, речь не о Лаборатории Моды, а про саму школу работы в Доме Моды Слава Зайцев
avatar
а кто-нибудь знает такой салон ткани на украине?
avatar
Спасибо! оч интересно
avatar
как интересно! слышала про них, но думала что там ткани намного дороже. 2000 — это уже не так дорого же!
avatar
и дороже есть даже в провинции уже, безо всяких лейблов, фейками
avatar
познавательно!
avatar
идея кажется классной
avatar
Отвратительное Ателье Соль Студия по адресу: Москва Большой Козихинский переулок дю 24! Костюм шили 4 месяца? Непрофессиональный закройщик не понимал что сделать потому что вещь не садилась и о после химчистки превратилось в тряпку. Огромные деньги и отвратительное качество!
avatar
мадам, учитесь читать, а. в статье раз двадцать повторено что ателье и магазин не имеет ничего (даже владельцы разные) общего кроме названия, и то это название у них пишется по-разному
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.