Икат. Дыхание Азии (трафик)

Мода  →  Тенденции


Давно собираю картинки с этим узором, вот созрел большой пост))) Приятного просмотра)))


Немного истории

Великолепные узоры и яркие цвета тканых изделий в технике икат – статусные символы Центральной Азии 19-го века.
В досоветские времена в Узбекистане и Таджикистане это был не просто красочный акцент: икат был высшим проявлением искусства модельера и мастерства красильщика, непременной принадлежностью быта в тех домохозяйствах, которые могли себе это позволить, важным направлением растущей городской экономики, ценным и престижным подарком – будь то близкому человеку или царю.
Икат был связующим звеном во многих сферах жизни – политической, экономической и общественной.

 

 
 Одна из причин престижности ткацких изделий в технике икат – трудность их изготовления. Вся хитрость иката в том, что цвета и узоры наносятся на нити заранее, до того, как материя выткана, и только когда изделие готово, перед вашими глазами выпукло возникает рисунок.
Каждая нить пряжи может окрашиваться и просушиваться до трех раз. Основные цвета красителей – желтый, красный и синий. Перед каждой стадией процесса окраски мастер должен обвязывать каждую прядь, чтобы защитить участки, которым не положено впитывать данный краситель. Поэтому участок, который будет синим, должен обвязываться перед окраской в желтый и красный цвет; участок, который будет зеленым, должен впитать желтый краситель, затем его надо обвязать для красного, а потом развязать для синего, чтобы желтый и синий цвета вместе дали зеленый.



Икаты с некоторыми вариациями производились во многих регионах мира. Само слово “икат” происходит от малайского термина, означающего “обвязка”. Ткачи в Центральной Азии, работавшие в технике икат, использовали для ткацкого утка просушенные тонкие шелковые нити. Основа же, нити которой располагались поперек нитей утка, обычно представляла собой гладкий неприметный ситец.
Техника иката использовалась и в других местах, но в Центральной Азии дело обстояло особым образом. У них ткани получались самыми яркими: цвета, напоминающие драгоценные камни, с очень четкими рисунками. Больше нигде в мире такое не увидишь.
Древние города Центральной Азии, расположенные вдоль северного Шелкового пути, веками славились производством роскошных ткацких изделий… Что касается икатов, то их основное производство началось в Бухаре и распространилось на Самарканд, а затем и на Ферганскую долину. Оно достигло расцвета в начале 19-го века и, по существу, умерло в 20-е и 30-е годы 20-го века, когда в регион пришла советская власть. Люди, знакомые с исламским искусством и его языком, сразу улавливают связи с традицией, но замечают, что здесь оно по-настоящему поднялось на новый уровень.
Изделия раннего периода часто отличаются быстрыми цветовыми переходами от одного участка к другому, без четких различий между основным узором и фоном. Манера изменилась к середине 19-го века, когда ремесленники хорошо освоили технику. “К середине 19-го века они были готовы создавать новые рисунки. И, как видите, между 1850-м и 1880-м годами произошел взрыв новых идей.
Прежние узоры повторялись – но не в точности. Художники не топтались на месте. Пробуя что-то новое, они следовали традиционным образцам, но интерпретировали их по-другому. Искусство мастеров иката можно сравнить с джазовой импровизацией: на фоне повторения старых тем прибавляются все новые элементы и возникают новые мелодии.
Старые мастера иката рассказывали в 1940-е и 1950-е годы, что ими двигало стремление передать сезонное настроение, например, используя абстрактные фигуры на основе природных форм.
Хотя рисунки сложны, а производственный процесс очень трудоемок, из тканей в технике икат изготовлялись самые простые предметы одежды – женские платья и шальвары, халаты Т-образного покроя, как для мужчин, так и для женщин. Выкройки халатов для женщин отличаются только небольшими вытачками под рукавом, чтобы верхняя часть халата чуть плотнее облегала фигуру, и чуть более свободным покроем низа.





Подкладка для халата делалась тоже яркой, но не из иката, а из набивной хлопчатобумажной ткани. Икат был для большинства людей слишком “дорогим и престижным”, чтобы делать из него подкладку. Это была роскошная ткань для особых случаев. Всем хотелось ее иметь, но не все могли себе это позволить: для этого нужно было обладать большим достатком. В зависимости от доходов человека в его гардеробе могло быть одно-единственное такое изделие – или десятки.
Ни один лоскут от старого иката не выбрасывался. Поношенный халат для взрослого мог перешиваться для ребенка или пойти на окантовку для другой одежды.
Хотя ткани и предметы одежды в технике икат изготавливались в городских центрах Центральной Азии – оазисах вдоль Шелкового пути, ими пользовались и кочевники внутри страны, а также горожане, принадлежавшие к среднему классу.
Однако в 20-м веке престижность среднеазиатских икатов привела к тому, что отрасль промышленности, которая их производила, пришла в упадок. Потому, например, что частные мастерские – модельеры, красильщики, ткачи и портные, порой из разных этнических и религиозных групп – не могли вписаться в идеал коллективизма, проповедовавшийся в Советском Союзе. Они по-всякому пытались хоть как-то сохранить традицию, но, к сожалению, когда пришел советский режим, икат сочли типичным изделием для среднего класса, для богатых клиентов, и поэтому, по существу, запретили производить и использовать этот материал.
 

Наше время...(надписи сверху картинки)

allsaints



ALTUZARRA



american eagle


arnhem


ASOS





ASOS




ASOS


ASOS


DOLCE VITA



DOLCE VITA


finch and sparrow


forever21


forever21


forever21



forever21


GEORGIE St Barth



glass works


heartmade julie fagerholt


heartmade julie fagerholt


heartmade julie fagerholt


Hunter Dixon


MAISON SCOTCH


Oscar De La Renta Spring 2005


pjsalvage


Shoshanna


Soft Joie


Thistle and Clover


THOMAS SIRES


Topshop


urban outfitters


zulily
























Follow


Monitaly


gucci




Gap


 

Обувь

12TH STREET BY CYNTHIA VINCENT 



Anthropologie 



COBRA SOCIETY



DEFEETER



fab



Julian Louie x Aldo



osborn



Steven Alan For Keds



Toms


Toms

Toms








Anthropologie





Сумки



















etsy


Isabella Fiore


stella&dot by Melissa Catuogno

stella&dot by Melissa Catuogno


m&co
Для дома

Подушки 

Etsy


Etsy


Etsy
































Мебель











Покрывало







Другое










Loom Mosaics. Designed by Sara Baldwin (источник)








Аксессуары

ASOS


emma stine


nature bijoux (источник)








roarke nyc






Маникюр














источник


Шаблоны 

Ссылка на большое разрешение









Создание коврика
www.youtube.com/watch?v=vfa7srYWo4s

источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник
источник 
источник 
источник
источник
источник
 

21 комментарий

avatar
Крутотень! Вы большая умница, что собрали это все!!))
avatar
спасибо)))
avatar
Здорово! Вы хорошо потрудились, спасибо!
avatar
вот это подборка! спасибо!
avatar
Очень красиво и познавательно!
Спасибо)

Неужели и современные ткани в приведенном перечне, изготовленны этим способом?
Или узор имитирует?
avatar
Нет, конечно:) Все принты. 
avatar
Шикарная подборка, спасибо, очень интересно и пригодится!
avatar
плетеный браслет крут. попробую повторить с мулине )))
avatar
Про икат очень интересно. Только половина примеров все-таки не икат, и даже не его имитация, а узоры американских индейцев. Они тоже этнические, но технология их изготовления совсем другая…
avatar
ну может быть, просто название на них икат было)))
avatar
Ммм… но вы сами-то разницу почувствовали?
avatar
честно, неочень)))
avatar
Икат — всегда слегка размытый узор, потому что сначала красят нити, как вы и написали. Вот как на первых халатах — размытые ромбы, перья и полосы. Если его имитируют, то стараются достичь того же эффекта акварельности.
Если узор четкий, вишитый или вытканый, то это уже может быть все, что угодно — от индейцев Америки до славян. Тут уже цветовые сочетания играют роль и преобладающие мотивы. Хотя ромбы присутствуют у всех, в индейских мотивах они обычно многокрасочные (american eagle и arnhem, например).
 Это важно, потому что в Москве вас могут принять за трудовую мигрантку в платье с икатом, а в США — в пончо с латиноамериканским узором:) Это шутка, но  в ней есть доля правды.
avatar
спасибо за разъяснение)))
я не в москве, так что...
а ткань так и не нашла))) 
avatar
Отличный пост! Спасибо!
avatar
пост претендент на лучший месяца! спасибо!
avatar
спасибо, я старалась)))
avatar
изумительная подборка! спасибо) не все тут икат, есть мексиканские и американские вкрапления, но все равно очень крутой пост)
avatar
спасибо))) надо было наверное пост по-другому назвать…
avatar
Отличная подборка!
avatar
Классный пост! Какая работа проделана!
Очень понравилась идея для интерьера — стена из раскрашенных узких планок! Надо подумать, как воплотить)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.