Японские заплатки или boro: Japanese folk fabric (трафик)

Мода  →  О стиле


Жители нашей улицы знают так называемый «бомжстайл», многие любят его и носят. Но все ли знают откуда ноги растут?


А растут они из древнейшей японской техники «боро», которая появилась еще до 15го века, в эпоху Эдо и использовалась до начала Сева, 19й век. Само слово «боро» обозначает обрывки, тряпки, а техника происходит от бедных слоев японского общества.





По сути это одежда, состоящая из многочисленных сшитых друг с другом тряпок и лоскутов цвета индиго. Именно в этот, самый легко доступный цвет и красили ткань, а шили из нее крестьяне подобие кимоно, хакама, оби и чехлы на футоны. Использовали они самый доступный и в то же время самый грубый материал — конопляную пеньку.





Поэтому силуэт был грубый и изяществом данный костюм не обладал.



Бедняки не могли себе позволить разнообразие, они работали и отдыхали в одном и том же одеянии, что приводило к быстрому изнашиванию даже такую грубую ткань. После того, как одежда была сделана, ее поддерживали на протяжении всей жизни владельца, а порой и даже больше. От сюда и возникает эстетика многочисленных заплаток из различных лоскутов — того что было под рукой.





Чтобы хоть как-то исправить положение, японцы начали расшивать лоскутную одежду цветной нитью, вышивкой и разнообразными вставками. Для теплоизоляции появилась традиция прошивать конопляную ткань хлопковой нитью, на ее основании были изобретены многообразные техники орнаментального шитья: sashiko, hizhinasi или kogin.



Со временем «боро» переросло в нечто большее: для бедных крестьян такие предметы быта стали проводником семейных традиций, они передавались из поколения в поколение.


























Только в стране, где развито такое эстетическое мировоззрение как ваби-саби («скромная простота»; ваби — воздержанность и саби, букв. «ржавчина», — винтаж) мог возникнуть и так успешно развиваться подобный стиль.








На сегодняшний день множество коллекционеров со всего света покупают за большие суммы хорошо потертые винтажные чехлы футонов и драные рабочие одежды как произведения искусства и вешают на стену на манер дорогущих шелковых кимоно.



В Нью Йорке даже есть магазин который специализируется на японском текстиле вообще и на «боро» в частности.

















Другие же за не меньшие деньги приобретают современные аналоги «боро» чтобы носить самим и шокировать публику.
Современне использование «боро» и виды штопки переношу в отдельные посты, 

Источник  Источник  Источник  Источник 
Источник  Источник  Источник  Источник  Источник

26 комментариев

avatar
Круть невероятная!
avatar
Я сама проперлась так, узнала об этом стиле с год, но столько инфы насобиралось что никак не могла запостить. Вот наконец то)))
avatar
Молодец! Очень интересная подборка.
avatar
Ну так для нас же))
avatar
И правильно, нам — самое лучшее!
avatar
)))
avatar
Часть 2 ссылка
Часть 3 ссылка
avatar
смотрю на бомж-стайл и как в машине времени))
когда все это было по необходимости. все эти штопаные носки, перелицованные пальто и костюмы(а третьей стороны у них случайно нет?), пэчворк-поневоле-пододеяльники из остатков простыней, заплатки на локтях и коленях, притворяющиеся аппликациями, джинсы с черного рынка за 3 зарплаты, протертые старостью, как на современных подиумах стилистами) 
не хочу это опять!!! для меня это не мода, а веселое но нищее прошлое. 
смотрю с интересом, но носить-неееет)))
поеду чтоли в японию бешеные деньги штопкой зарабатывать?  ;)
avatar
Это некая философия — кросата в простом. Японцы отличаются в восприятии мира от нас, взять те времена на Руси — такого не было, а назвать наших крестьян богатыми трудно. Заплатка для нас — нищенство, заплатка для них — продолжение жизни. Мне такое восприятие нравится больше. Носить буду! Да что там, ношу уже и все мои заплатки любимы!
И спасибо нашему коту, у нас все простыни такие, и новые тоже)) 
avatar
дааа, красота минимализма-тут японцы виртуозы
avatar
Это да.
avatar
Вы сравнили «чистенько но скромненько» совкового разлива с вот этой вот красотой? Это отдельный вид искусства и народного творчества, то же самое что писать что «гжель такое уродство, такое уродство, уж лучше современные стаканы из стекла!»
avatar
Это верно — отдельный вид искусства. А ведь боро это не только про одежду, у них и предметы быта и посуда восстанавливались. Я как то видила восстоновленную тарелку, их склеивают и гвоздиками скручивают, такая прелесть получается. А у нас битая посуда в доме — плохая примета. Фигня все это!
avatar
эмммм… может быть это свойство печатного текста вместо разговора?
но вы сделали противоположные выводы))
avatar
Спасибо за интересный рассказ! «Заплатка — продолжение жизни» — есть в этом большой смысл. 
avatar
Пожалуйста, рада была поделиться!
avatar
Содержательный шикарный пост! Спасибо!
avatar
Всегда пожалуйста!))
avatar
14 фото — это ткачество из полос одежды, как половик. Даже у нас не дошло до такого положения, чтобы носить одежду из половика... 
avatar
бедняжки. так и носите из турецкой синтетики)?
avatar
 Турецкую синтетику не ношу, предпочитаю натуральное. Я тку половики из старой одежды. В советские времена половики были популярны, но никому не пришло в голову взять половик и сшить из него одежду. Хотя где-то тут было фото мужского жакета из ткани, сделанной из полос, но это для подиума. 
avatar
Потому что в советские времена не было такого полета фантазии и раскрепощенности в умах. Ходили строем и быть индивидуальностью считалось просто неприличным! 
avatar
А может у них это и не половик даже вовсе! Это мы использовали испокон веков как половики. зато мы не носим набедренные повязки из тростника)))))
avatar
Может, и не половик у них...)
В Финляндии тоже популярны половики.  В свое время собирала информацию о них. Впрочем, это уже не по теме.
avatar
Лоскуты, ошметки, заплатки.
Почему-то с таким удовольствием все рассматривала...
Помещу в избранное, чтоб время от времени возвращаться и получать эстетическое наслаждение 
avatar
очень здорово! сплошное вдохновенье!)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.