Созвездие Ателье Métiers d’Art Chanel (трафик!)

Atelier Montex.

Много фотографий рабочего процесса изнутри Ателье Шанель. Не  самого Chanel Couture Atelier, а дополнительных именитых мастерских, изготавливающих для Модного Дома CHANEl перчатки (Atelier du Causse), вышивку (Atelier Lesage), декор бисером (Atelier Montex), пуговицы и бижутерию (Atelier Desrue), плиссировку (Lognon). Atelier Montex:

Atelier Montex.Atelier Montex.Atelier Montex.Atelier Montex.Atelier Montex.Atelier Montex.

Atelier du Causse:

Atelier du Causse.Atelier du Causse.Atelier du Causse.Atelier du Causse.Atelier du Causse.

Atelier Desrue:

Atelier DesrueAtelier DesrueAtelier DesrueAtelier DesrueAtelier Desrue


Atelier Lognon: С 1945 года мастерская Lognon специализируется в искусстве плиссировки, применяя уникальное ноу-хау с использованием картона, пара и ручной обработки. Вот уже 68 лет нею руководит Жерар Лоньон (Gérard Lognon), а в 2013 году мастерская вошла в состав Métiers d’Art Chanel, что неудивительно, поскольку плиссированные изделия и буфы в коллекциях дома Chanel долгие годы изготавливаются именно мастерской Lognon.



 

Atelier Lesage:

Atelier LesageAtelier LesageAtelier LesageAtelier LesageAtelier LesageAtelier LesageAtelier LesageAtelier LesageAtelier LesageAtelier LesageAtelier Lesage

Ретро фото Atelier Lesage — с живым владельцем.
Это отдельная, интересная история:

“Мода без вышивки — что День взятия Бастилии без фейерверков!” — говорит Карл Лагерфельд
И тут же добавляет: “Для меня вышивка значит Lesage”.

1 декабря 2011 года после тяжёлой, продолжительной болезни умер знаменитый вышивальщик и владелец самого известного парижского Дома вышивки Франсуа Лесаж. Сегодня я хочу напомнить о нем, о его потрясающих работах и необъятном вкладе в развитие haute couture.
Дважды в год перед неделей haute couture модный Париж не спит, ворочается на шелковых простынях и мучительно раздумывает: может быть, надо было заказать вышивку месье Лесажу? Наверняка, на авеню Монтень так и поступили, а мы опять… Месье Лесаж в это время, глядя на ночной Париж из своей мастерской, вкусно прикуривает трубку и думает совсем о другом…
Франсуа Лесаж, владелец и бессменный руководитель знаменитого парижского Дома вышивки, кавалер ордена Почетного легиона и человек, самый известный в кругу парижской haute couture, так удивился, что даже забыл о трубке.
Попасть в кабинет к Лесажу просто так никогда не удавалось никому и ни под каким предлогом. А тем болee пробраться в его мастерские, где заказы самых именитых кутюрье выполняются в строжайшей тайне. «Мода, – разводит руками месье Лесаж. – Никто ничего не должен знать до следующего показа. Только я и мои мастерицы». Вот и сейчас он собственноручно заканчивает невероятной красоты вышивку для… впрочем, это даже неважно, поэтому что адрес: 13, ruе de la Grange Bateliere, где с 1931 года располагается его ателье, знают наизусть во всех парижских Домах мод. Vionnet, Chanel, Schiaparelli, Balenciaga, Balmain, Dior, Givenchy, Y.S.L., Lacroix, Hanae Mori, Scherrer… Дом Lesage связан с ними километрами шелковых нитей и тоннами пайеток, жемчужин и стразов.
Вообще-то Дом Lesage ведет родословную с 1858 года: тогда он назывался Maison Michonet и владел им славный вышивальщик Мишоне, который делал вышивки исключительно для аристократических особ. Самыми верными его почитательницами были императрица Евгения и графиня де Греф-фюль. С 1880 года Мишоне становится невероятно популярен – считается, что именно тогда высокая мода окончательно закрепила свои позиции. Во всяком случае в Дом Мишоне зачастили Ворт, Пакэн, Редферн, а его клиентками стали самые изысканные парижские модницы, самой требовательной из которых оказалась Сара Бернар. После Первой мировой войны Мишоне, порядком уставший от нитки с иголкой, объединился с отцом нынешнего месье Лесажа, Альбертом Лесажем, а еще с Мари-Луиз Фаво, манекенщицей от Мадлен Вионне, – ее знал весь Париж! Она привела компаньонам многочисленную клиентуру, и дела пошли отлично. С 1924 года в мастерскую один за другим начинают поступать заказы на отделку платьев, белья, перчаток, шляпок, сумочек для всего светского Парижа – вышивка была тогда в большой чести. «Не то, что теперь, – вздыхает месье Лесаж. – Вы не поверите: еще совсем недавно, во времена нефтяного бума, число моих постоянных клиенток переваливало за четыре тысячи. Сегодня их всего лишь пятьдесят. Это жены нефтяных магнатов, шахини, кое-кто из звезд.
Для каждой коллекции, выходящей из Дома Lesage дважды в год, он сам выполняет 100-120 вышивок. В каждой может быть до 50 000 стежков – это 20-30 часов работы. В год на эти маленькие произведения искусства уходит 300 килограммов жемчужин и 100 миллионов пайеток. Так создается блеск коллекции haute couture и pret-a-porter de luxe от известных на весь мир парижских Домов мод. Знаменитые аксессуары марки Lesage – сумочки, пояса, шарфы, бальные туфельки – можно обнаружить только в самых шикарных магазинах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Токио, Гонконга. Эти вещицы ручной работы дороги, уникальны и бесконечно элегантны.

«Хотите взглянуть, как это делается?» Я не верю своей удаче, а на пороге уже стоит мадемуазель Натали Вибер – быстрая, деловитая, больше похожая на танцовщицу; помощница и правая рука месье Лесажа. «Я только закончу тут кое-что, а вы пока посмотрите, как все происходит», – извиняющимся тоном говорит хозяин, беря в руки кусок недовышитого тюля.
Мы в архиве: здесь хранятся образцы вышивки начала прошлого века, а то и еще более ранние. Коллекция, начатая 120 лет назад, насчитывает 60 000 образцов. Каждый четвертый, то есть всего 15 000 штук, создан лично Франсуа Лесажем. «Каждые полгода мы обновляем коллекцию Дома, и копии поступают сюда. У нас есть образцы, сделанные как для Домов, которых уже не существует, например, для Теда Лапидуса, так для совсем молодых, – поясняет Натали. – Сюда регулярно наведываются кутюрье в поисках сюжетов для новых коллекций. Они обожают копаться в старье. Например, тридцатилетней давности сюжет «Мадемуазель», выполненный когда-то для Кристиана Диора, вдохновил Гальяно – он заходил прямо перед вами и выбирал кое-что для представления его новой коллекции в стиле Wonder women. А вот Ив Сен-Лоран всегда приходит со своими собственными идеями: эти ананасы и цветки: пусть тоже из старых образцов, мы значительно обновили и сделали поинтереснее. Они почти готовы. Между прочим, на них ушло 700 часов работы!»
В следующем зале Натали показывает мне эксклюзивный заказ для Дома Chanel, выполненный в технике galuchat. Этим милым названием вышивка обязана своему создателю, инженеру Галюша, еще в 1762 году придумавшему оригинальный способ обработки кожи, рыбьих костей и чешуи, – уже тогда их использовали для создания сложных узоров на ткани. Galuchat сегодня – это крошечные кусочки костей ската неправильной формы, которые вручную пришивают на ткань. Отшлифованные до блеска, они украшают самые изысканные наряды.
В зале рядом вовсю кипит работа для следующей Недели высокой моды. Натали показывает сюжет на тему Шагала. Художница делает копию с картины, внося свою интерпретацию: чуть меняются линии, размеры, формы. После того как рисунок зафиксирован на кальке, его переносят на ткань. Только после этой манипуляции начинается собственно вышивка.
«Для кого вы готовите этот сюжет?» – не удерживаюсь я от вопроса. «Ш-ш, Натали делает большие глаза, – забудьте, что вы это видели, это коммерческая тайна и до января (очередной показ haute couture) это никому не известно». Другой сюжет (не скажу какой!) уже в работе, и вышивальщице требуются новые нити для придания рисунку объема и контраста.«Вот отличный повод посмотреть наши закрома», – ускоряет шаг Натали, и мы попадаем в комнату, стены которой превращены в аккуратно пронумерованные ящички. На первый взгляд их больше тысячи, и в каждом хранятся шелковые нити только одного оттенка, запас которых пополняется каждый день.
В следующем зале только пайетки – блестящие, матовые, круглые, квадратные, овальные, с единственным отверстием посередине. «Эта комната весит более 60 тонн, – смеется Натали. – Здесь собраны пайетки более чем сотни оттенков и размеров. Каждая пришивается в отдельности, обязательно с изнаночной стороны, а нитка протягивается крошечным крючком. До конца работы вышивальщица не видит лицевой стороны изделия, работая как бы вслепую, и это требует большого мастерства и воображения. Плотно растянутая на широких пяльцах ткань (чаще всего это тюль) становится местом кропотливой работы двух, а то и трех вышивальщиц на несколько дней или месяцев.
В этом зале трудятся десять мастериц, и об их окладах можно только догадываться.
Чтобы сохранить уникальную технику Франсуа Лесаж решил создать Школу вышивки http://www.ecolelesage.fr/#lecole. Сюда может прийти каждый, заплатив за начальный курс 7 000 франков (около тысячи долларов). Обучение, конечно, дороговато (восхождение на каждую новую из шести ступеней стоит от 8 000 франков и выше), но захватывает неудержимо. Чтобы стать приличным вышивальщиком (а мужчин здесь едва ли не больше, чем женщин), требуется пройти шесть уровней плюс три уровня специализации вышивания по мебели – и вы можете смело рассылать резюме в Дома высокой моды. Обучение у Лесажа гарантирует высокооплачиваемую работу. «К нам приезжают отовсюду: из Америки, Азии, были ученики даже из России. Никакого отбора нет – было бы желание. Месье Лесаж шутит, что через тридцать часов начального курса он и слона научит вышивать». Фирменная техника Lesage – вышивка не иголкой, а крючком. Школа – не только любовь и гордость Франсуа Лесажа. Это еще и одна из главных статей его дохода.
Пройдя по залам мастерской, мы возвращаемся в кабинет, из окон которого видны мансарды Парижа – великолепный источник вдохновения. «Ему все меньше находится применения, – вздыхает месье Лесаж, – я и школу-то создал по экономическим соображениям. Люди хотят сами создавать произведения искусства – это обходится им дешевле. Сегодня мало у кого есть деньги, чтобы приобретать ту роскошь, что вы видели в мастерских. Экономика и мода – сестры-конкурентки во все времена, а об упадке высокой моды твердят уже не одно десятилетие. Но я уверен, что это всего лишь пресловутая спираль, по которой развивается история. В двадцатые и сороковые, после мировых войн, вышивка выходила на первый план. Люди лишались всего, и именно поэтому красоты им хотелось больше, чем когда-либо.

Atelier LesageAtelier LesageAtelier Lesage

5 комментариев

avatar
Спасибо!
avatar
Спасибо! Периодически смотрю подобные штуки, но насмотреться на это нельзя, шедеврально же, столько труда! Каждый раз огромное желание стать частью этого.
avatar
Спасибо! Ацкий труд! Не задумываемся даже об этом, когда смотрим показы мод.
avatar
это восхитительно! захватывает, завораживает, просто хочется всё бросить и лететь в Париж, чтобы хоть краешком глаза увидеть, хоть кончиком пальца коснуться этой волшебной атмосферы!
спасибище огромное за статью!!! 
avatar
и это одна из возможностей развития своего таланта и способностей, которые даны нам от Природы… не всем быть художниками и композиторами… но развитие СОБСТВЕННЫХ творческих способностей может быть любого вида…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.