Соперничество принцесс моды (Скиапарелли и Шанель)

Мода  →  История моды
Соперничество принцесс моды (Скиапарелли и Шанель)

Вчера в опросе несколько человек высказались, что не хватает интересных постов по истории моды. Даю задел:-). Этой моей статье уже лет 8, писалась еще для журнала «Столица». Сама статья сохранилась в ЖЖ, но иллюстративный ряд утерян.

О самой Скиапарелли все правильно сказала dariro тут. В этой моей статье — их сравнение с Шанель.


Вращаясь в близких кругах, сотрудничая с одними и теми же людьми, Габриель Шанель и Эльза Скиапарелли в 1930-е годы словно соревновались в том, кто из них выльет на другую больше грязи, изощренее обзовет или ядовито поднимет на смех за глаза на публике. Они интриговали, обнародовали друг о друге пикантные детали и даже откровенную клевету. За соперничеством «принцесс моды» следила вся европейская богема:


Скиапарелли, обедневшая аристократка, имевшая доступ в высшие слои общества, бунтарка, любительница эпатажа, обладавшая острым умом и едким чувством юмора, нашла в Шанель достойную соперницу с не менее острым языком и смелостью. Высшие слои общества охотно принимали аристократку Эльзу Скиапарелли, но не пускали на порог простолюдинку Габриель Шанель (к тому же, долгое время до этого жившую на содержании именитых поклонников). Та, в свою очередь, везде где могла, пренебрежительно отзывалась о сопернице как об «итальяшке-художнице, пытающейся шить».

В общем-то, вращаясь в разных кругах, они бы могли спокойно сосуществовать в одном времени, если бы не столкнулись  на почве борьбы за клиенток, являвшихся it-girls, иконами стиля того времени:

Муза Сальвадора Дали, Гала, одевалась у Шанель. «Скиап» (как ее называли друзья) близко дружила с «великим и ужасным» гением и убедила того, что роскошная сдержанность стиля Шанель не сочетается с экстравагантным стилем самого Дали. Шанель потеряла знаменитую клиентку, приводившую ей многих клиенток, для PR-а своего мужа Гала стала одеваться у Скиапарелли...  Потом сражались изо всех сил между собой  за супермодель  того времени Люд (Людмилу) Федосееву, лицо которой считалось эталоном красоты в 1930-х годах. Девушка умело балансировала, продолжая работать с обеими «принцессами моды», согласно поговорке «ласковый теленок двух маток сосёт» — чем только подогревала обоюдную ненависть...


После, одновременно задавая тон моды тех лет, они, вместе с тем, все время боролись за право «первого голоса» — с переменным успехом:

Как безупречный силуэт «от Шанель» в 1920-х,  так и жакеты Скиапарелли с подчеркнутой линией плеч и черные береты стали знаковыми для моды 1930-х годов. Слава итальянки на время затмила славу Шанель. Соперничая, Габриель Шанель в эти годы выпускает коллекции театрализованных тематических нарядов — как бы в «пику» своей конкурентке, эксплуатирующей эту тему — но они вышли откровенно более слабыми...

Их одежда и стиль всегда имели под собой совершенно разную подоплеку:

Эльза Скиапарелли черпала вдохновение в своих современниках, в искусстве, в политике, ее одежда всегда была подчеркнута актуальна, выражала те события, которые в этот момент происходили в мире и во Франции, в частности. Шанель же всегда демонстративно ориентировалась только на себя.
Габриель шила из скромной, неяркой ткани одежду простого силуэта, без отделки. Ее соперница, напротив, использовала роскошные материалы и фасоны, эпатировала публику то шикарным, то «трешевым» декором. «Скиап» обвиняли в работе на шок и провокацию, «Габи» — в излишней простоте, хотя и ее модели иногда шокировали публику.

Различались они, конечно, и  по тому, какое наследие в моде оставили после себя, и по характеру:

Эльза Скиапарелли ввела в моду эффект trompe-L*oeil (буквально – «обманка»). Соединяя брутальность и гламур, украсила джемпера ручной вязки (традиционно мужскую рабочую одежду) рисунками бантов, ренгеновских снимков и т.д.
Используя авангардные течения для создания остроумной одежды, Скияпарелли сотрудничала с сюрреалистами: цвет, ставший известным как «шокирующий розовый», был получен с помощью Берара. Она создавала ожерелья в виде насекомых и таблеток аспирина, серьги и сумки в виде телефона, шляпы в виде туфель… Изысканные платья «Скиап», обладая незаурядным чувством юмора, шила из набивного шелка с рисунком спичек и дырок… Вспомните коллекции ее великолепного соотечественника Moschino — с рисунками рассыпанных макарон и несуществующих бантов… И сейчас используются ее идеи – Соня Рикель повторяет контур рук, словно обнимающих тело, Жан-Поль Готье – дизайн флакона духов в виде торса, Филипп Трейси продолжает в своем творчестве линию, идущую не от практичной Шанель, а от эксцентричной Скиапарелли. Шляпа в интерпретации этих двоих не просто аксессуар, а произведение искусства, балансирующее на грани между реальной жизнью и сюрреализмом.
Скиапарелли имела общительный характер, была любимицей публики и прессы.

Габриэль Шанель была полной противоположностью сюрреалистической «Скиап». Начинала со шляп, а в 1913 году открыла на деньги любовника магазин с моделями из джерси. Ее «маленькое черное платье» американским «VOGUE» в 1926 году было провозглашено «Фордом» в мире моды». Она изобрела новую функциональную концепцию элегантности, соединив в своей неподражаемой манере простоту и роскошь, ввела моду на загар.
Но, при всем своем необыкновенном таланте, Габриэль была в общении крайне неприятной личностью, не упускавшей возможности сказать гадость каждому и о каждом. Об этом написано много, несмотря на старания ее биографов сгладить этот факт. Биографам вообще пришлось здорово потрудиться, раскапывая факты из жизни мадам — Шанель постаралась их запутать максимально.
Некоторые источники предпочли не трогать для официальной биографии Шанель — к примеру, мало кто знает о том, что Габриель Шанель была немецким агентом и чуть ли не расисткой, во всяком случае довольно сильно симпатизировала нацистам. После освобождения Парижа от окуппации ее арестовали одной из первых. На допросе Габриель заявила, что не нацистка: мол, была лишь любовницей фашиста, и что в ее возрасте (62 года) «если мужчина хочет переспать с Вами, у него не спрашивают паспорт и политическую ориентацию». На нападки  патриотов и бульварной прессы она отвечала в обычной резкой манере: «неизвестно, что хуже – спать с нацистами или одевать их жен». Но Париж ей пришлось-таки покинуть на долгие годы.

Почему я их назвала «принцессами» — на фоне других кутюрье 1930-х (великих Вионне и Баленсиага, которые действительно произвели переворот в крое и формах модной одежды в то время)- прекрасные соперницы были скорее стилистами, в их творчестве не было настолько радикально новых форм и нового типа кроя.

Но новаторские идеи, присущее им чувство вкуса были настолько потрясающи, что обе по праву вошли в число лучших модельеров своего времени. Они стали не столько «королевами», сколько «принцессами» моды.

Все, что они создавали, было ново, и каждая образовала определенное модное направление в ХХ-м веке. Их начинания были подхвачены уже новым поколением модельеров и впоследствии, по сути,  лишь обрастали нюансами и интерпритациями.


12 комментариев

avatar
Мне ближе стиль Шанель, но личность Скиап :)
avatar
мне кажется вообще именно стиль скиап — мало кому близок, если его не адаптировать хотя бы до москино)))
avatar
ага, скорее произведение искусства. Ну, если вы не Леди Гага :)
avatar
Спасибо большое. 
avatar
Блин, я баран  — не поставила кат. Приношу извинения всем кому порвала ленту(
avatar
Обе очень интересны.
avatar
Интересная статья. А кто такие it-girls..?
avatar
Так в интернете же много определений. Популярные в СМИ «светские львицы»
avatar
Интересная статья и интересный взгляд на «принцесс» :)) 
avatar
Спасибо большое. Очень интересно прочесть о них в такой форме — противопоставления)
avatar
А мне Эльза ближе, чем Коко по стилю...
По поводу статьи… Мне кажется, на этом сайте большинство жителей — визуалы, поэтому столь объемные (по нынешним меркам) тесты лучше сопровождать иллюстрациями. 
avatar
Да, хороший совет
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.