Россия в моде: славянский стиль как тенденция (трафик)

Мода  →  Тенденции



На написание этого поста меня подтолкнула та самая кутюрная коллекция Valentino(spring2015 Couture), столь обсуждаемая в модных кругах последние пару недель. А окончательно вдохновили мои собственные поиски в этом направлении, но о них я буду рассказывать чуть позже. Здесь же хотелось бы порассуждать о самой тенденции к использованию славянских мотивов в мировой моде и показать их основные особенности.

Но сначала внесем ясность в понятия. Говоря, «славянский стиль», я подразумеваю древнюю Русь (все славянские народы) с ее корнями. А говоря о «русском стиле», особенно в представлении европейских дизайнеров, речь, в основном, идет о стилизациях некоторых узнаваемых народных элементов (типа хохломы, вышивки, кокошников… ну, вы поняли).
Конечно, как и любая тенденция (особенно этническая), «славянская» связана с историко-политическими событиями. И нетрудно догадаться, почему в последние годы европейские дизайнеры вновь вернулись к славянским мотивам в своих коллекциях.
Тем не менее, «русская экспансия» в мировой моде началась еще в начале 20-го века. Ее родоначальником считается французский дизайнер одежды Поль Пуаре. Сразу после первого «Русского сезона» Дягилева в Париже, очарованный великолепием спектаклей, он создает коллекцию в которой звучат мотивы русской народной одежды (1910-1914г.)



 После революции 1917 года с притоком эмигрантов из России в Европе начинается повальное увлечение стилем «a la Russ». Открываются чайные и рестораны с цыганами и самоварами, входят в моду платки, косоворотки, пальто «в русском стиле» с отороченными мехом манжетами и подолом и многое другое. Русские коллекции появляются у многих модных домов, включая Chanel и Lanvin. Тем более, что стиль 20-х годов служит идеальной основой для элементов русского народного костюма (ритмические орнаменты прекрасно ложатся прямой силуэт и чистые линии).
Между тем, и в СССР были художники, пытавшиеся возродить «русский стиль» и использовать его в своем творчестве. Но в то время, как Европа упивалась любовью ко всему русскому, на родине таким дизайнерам, как Надежда Ламанова не удавалось добиться признания.
Возобновлению интереса к России послужила «русская» коллекция Yves Saint Laurent 1976 года под названием «Opera-Ballets russes» .
 

А ровно через 10 лет Jean-Paul Gaultier создает коллекцию, вдохновленную советским конструктивизмом и эскизами одежды Варвары Степановой и Любови Поповой.


С тех пор элементы русского костюма периодически появляются в коллекциях дизайнеров по всему миру.
Конечно, все элементы, используемые в дизайнерских коллекциях, в основном, поверхностные стилизации. Что-то из разряда анекдотичных представлений о России: ushanka-hat, медведи на Красной площади, водка, балалайка. Тем не менее, многие из этих коллекций получаются сказочно-красивыми. Так что давайте на примерах некоторых подиумных коллекций посмотрим, как дизайнеры представляют себе русский стиль.

Русские любят вышивку.
Вышивка на Руси имела не только декоративный характер. Она являлась оберегом, и каждая ее деталь имела свое назначение и символический смысл



Русские любят «дорого-богато».
Об этой особенности русского стиля и сейчас ходят легенды. Русская женщина, дорвавшись до прекрасного, часто не знает меры и готова надеть все лучшее сразу. Да в этом и нет ничего удивительного. На то она и «красна девица», чтобы с ног до головы быть прекрасной!

Народные промыслы в моде.
Гжель, Хохлома, Жостовская роспись, Палех. Каждый из них имеет свои особенности- цвета, характерный мазок кисти и тематику изображений. Все они по-своему уникальны, самобытны и принадлежат определенным районам.

Русское кружево.
На Руси первые плетеные кружева появились в 13 в. В Европе только в 16 в. Позже, вместе с модой на европейское платье при Петре I, в Россию начали приходить заморские кружева. Но русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского.

Венера в мехах.
Мех в нашей стране ценился всегда. На Руси его называли «мягким золотом»: мех диких зверей был главной, а иногда и единственной валютой для внешней торговли. И носили меха как женщины, так и мужчины. Для иностранцев меховая шуба такая же визитная карточка России, как шапка-ушанка.

Русские любят розочки.
Вспомнить хотя бы избитые, но не забытые павлопасадские платки. Да и вообще, как в любой этнической одежде, на Руси активно использовались флористические мотивы. А с развитием ткацкой промышленности они стали использоваться повсеместно и покрывать полотна ткани целиком.

Буйство красок, многослойность и ленты.
Цвет, как любое изображение или вышивка на древнерусской одежде, имел символическое значение. Особым обилием цвета и деталей отличались именно праздничные наряды. А модная нынче многослойность была известна и нашим далеким предкам. Женский костюм на Руси состоял из нескольких слоев (рубаха, нижняя юбка- «понева», сарафан, верхняя одежда), создающих объем. Никакой речи о вытачках и посадке по фигуре там не было. Максимум, сарафан мог быть подпоясан.
Ленты на одежде и головных уборах-элемент праздничный, причем такой головной убор могли носить только незамужние девушки. Характерны такие элементы больше для Украинских народных костюмов.

Таким образом, становится очевидно, что русское наследие используют, в основном, европейские бренды. К сожалению, у нас мало дизайнеров, кто пользуется этим богатством. Хотя тема невероятно широка и интересна.
Нельзя, конечно, обойти здесь вниманием творчество нашего Вячеслава Михайловича Зайцева, любителя русской стилистики. Но, позвольте мне здесь не приводить его работы, они несколько противоречат моим эстетическим пристрастиям. Марка Дарьи Разумихиной была полностью построена на использовании русских фольклорныхмотивов. Здесь же всплывает и Денис Симачев, благодаря которому, на хохлому смотреть больно. Ну и не забываем про Ульяну Сергеенкои A La Russe, конечно.
Тем не менее- это единицы и то, использующие довольно поверхностные символы русского костюма.
Будем надеяться, что впереди нас ждет большее внимание к историческим истокам русского костюма со стороны художников и дизайнеров, а главное более тонкие и изящные их интерпретации!

37 комментариев

avatar
Понева — верхняя юбка, не нижняя. А так хорошая статья, спасибо)

avatar
да, вы правы! спасибо) поправилю!
avatar
А я обожаю павловпосадские платки, они все разные! И не считаю их избитыми. Спасибо за статью.
avatar
Колекция посвящена не какой не Древней Руси, а БеларусИ, и вдохновили на эту коллекцию итальянских дизайнеров картины Марка Шагала.
avatar
о, с языка сорвали) 

 очень большая разница между беларуская и русской  вышивкой. ) именно по узору, глядя на вышивку при некотором опыте можно даже сказать район беларуси — откуда она пошла. жаль что очень часто Беларусь подгребают под понятие России
а текст неплох.  
avatar
Офтоп.
Расскажите подробнее о разнице между беллорусской и русской вышивкой))? А то нас учили (с походами по музеям, с иллюстративным материалом) что у древнеславянской вышивки много общих черт, а вот различий как таковых почти нет. Да, белорусская вышивка отличается от русской из Урала, но практически неотличима от той что была в русских районах, которые значительно ближе к югу. И даже более похожа на русскую уральскую, чем на витебскую белорусскую, скажем.
От украинской еще можно отличить, потому что украинская вышиванка на сорочках и рубахах сконцентрирована вокруг ворота, на плечах и внизу рукавов, и там есть специфика в узорах небольшая — виноград там и всё такое.
Небольшое отличие именно белорусской вышивки от украинской и русской — это в большой доли геометрических узоров в пику «коням», «лебедям» и прочему. Чего как раз тут у Valentino, наоборот, в избытке — и кони, и лебеди.
Если Вы мне расскажите что-то об отличиях между белорусской вышивкой и русской, про «большую разницу», буду очень благодарна, ибо до сих пор очень интересуюсь этой темой.
 
avatar
ну виноград — это только днепропетровская область, а специфика украинской вышивки такая, что можно с четкостью до населенного пункта узнать откуда вышивка родом. и расположение вышивки тоже очень сильно зависит от назначения вещи ))) короче говоря, это очень сложная тема. я про русскую конечно ничего не расскажу, но про украинскую — аж бегом. часами могу распинаться )))
avatar
о, я тут как раз наткнулась на статью ) http://nn.by/?c=ar&i=144268 на фото видно общая тематика — ромбы, цветы.
для беларуси нетипичны — животные, в руской вышивке как раз анималистичного оочень много
особенно многое вкладывается в ромбы. самыми простыми словами: по количеству ромбов и из скольки ромбов он складывает можно определить что важно для человека. есть узоры обозначающие богатый дом, семью, хороший урожай и мнооооогое другое) 
avatar
Здорово! очень интересно, спасибо)
avatar
собственно, во избежание подобных комментариев и упомянуты у меня в самом начале общие славянские корни)
avatar
Не думаю, что Валентино вкладывал вообще какой-то смысл в узоры на своих моделях… например, узор «Роженица» он перевернутым изобразил, что категорически нельзя делать. Просто взял узоры и разместил, где захотел, а мы тут спорим о корнях…
avatar
согласна. никто о смысле и происхождении там особо не задумывается. это чисто декоративные элементы для дизайнеров.
avatar
«не какой не Древней Руси, а БеларусИ,» — а разве это не одно и то же было в _древние_времена_ )))?
avatar
«В XXI веках практически все восточнославянские союзы племен были объединены в рамках Древнерусского государства. Наиболее известные феодальные государственные образования в данный период на территории современной Белоруссии — Полоцкое, Турово-Пинское и Городенское княжества.»  тут ссылка
avatar
спасибо) о том и речь, что корни одни-славянские. это сейчас так жестко пытаются поделить на Россию, Украину и Белорусию, забывая, что все это было когда-то едино. и культура, соответсвенно, одна. хотя, конечно, разбираться в особенностях было бы полезно и интересно)
avatar
ну они же не зря феодальные ))) там за три километра ужде совсем другие люди живут, со своими традициями, привычками и так далее. 10 км — это уже мама дорогая какое расстояние. так что в принципе она права. в селе Жоботыковка людям по шарабану было кем их там считали на уровне государства ))) у них там свое государство было — свой князек, своя армия, все свое…
avatar
спасибо автору за статью!
 
avatar
Настоящее исследование! Картинки бы покрупнее только — для детального рассматривания…
avatar
тут они видимо не открываются, у меня на сайте можно укрупнить картинки, если что)
avatar
На Второй улице принято грузить картинки крупные, чтобы можно было рассмотреть детали… По опыту знаю, что тексты читают мало... 
avatar
вроде в правилах указан максимальный лимит размерный, я поэтому и грузила небольшие) а насчет текста согласна! это планировалось, как небольшая заметка+красивые картинки… но сама так увлеклась темой, что захоьтелось поделиться и информацией тоже)
avatar
Большие — это в смысле не коллажи… А так 800 по ширине вполне достаточно.
avatar
Отличная подборка.Спасибо! Вот только очень мелко, деталек не разглядеть.
 
avatar
рада, что понравилось) я не знаю, может и здесь есть функция чтобы можно было картинку открывать в отдельном окошке и крупнее делать… но отдельно картинки не хочется грузить, я за коллажи))
avatar
Коллекция Альберта Феретти совсем не «славянская», а под впечатлением мексиканского народного клмтюма
avatar
это, к сожалению, моя ошибка. в погоне за красивым коллажем не был проверен источник. но, сложно не согласиться, что что-то схожее есть и с украинским костюмом)
avatar
А модная нынче многослойность была известна и нашим далеким предкам. Женский костюм на Руси состоял из нескольких слоев...

 все хорошо, но фраза зацепила. Где она не была многослойной? Только в Греции и Риме, отсальные кутались как могли
avatar
 речь тут скорее не об «остальных», а о сегодняшней моде и костюме на Руси. а вообще, конечно, правильно подметили. большинство народных костюмов многослойны.
avatar
Замечательная подборка, надо внимательно-внимательно потом разглядеть… Спасибо!
avatar
очень рада, что нравится) если что, на сайте у меня или в соц-сетях коллажи покрупнее можно открыть!
avatar
В описании коллекции значится следующее: «Творчество Марка Шагала в коллекции Valentino Haute Couture». Википедия: (Marc Chagall) — белорусский и французский художник-сюрреалист и график еврейского происходжения. А подборка по этно-стилю хорошая, да. :)
avatar
=)) как дизайнер вам скажу, что в описании коллекции всегда здорово написать что-нибудь эдакое) не вопрос..
только там сарафаны и славянского вида вышивки, и спорить с описанием никто не собирался даже.
avatar
Можно открыть дискуссию о том, что все вокруг исконно русское, но лучше изучать историю вышивки, чтобы не задевать чувства белоруссов и украинцев, в частности.
Виноград — это Киевская область. Мне больше нравится стиль Виницкой и Черниговской областей. А вот к макам я равнодушна, хоть это и родная область.
avatar
А что вас обидело? Я из Белоруси корнями, не вижу ничего обидного в этом посте.
avatar
интересно, а что с Зайцевым не так?
avatar
этот вопрос многих интересует… что этот человек курит?!
avatar
))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.