Работа над коллекцией Dior Haute Couture

Подготовка к показу Dior Haute Couture

Репортаж из ателье на авеню Монтень. Один рабочий день, процесс отшива коллекции:

Во времена, когда в элегантном особняке на авеню Монтень паркет поскрипывал под ногами у самого Кристиана Диора, любившего обходить свои владения при каждом удобном случае, в ателье существовала довольно эффективная система защиты информации от любопытствующих. Во-первых, работницам строго-настрого запрещено было выносить из мастерских новые модели и даже отрезы тканей для готовящейся коллекции без чехлов. Во-вторых, если в Дом во внеурочный час забегала какая-нибудь клиентка — выпить кофе, поболтать с помощницами мэтра и заодно пострелять глазами по сторонам в поисках намека на грядущую революцию в моде — все «стратегически» важные дверные проемы по пути следования в приватные салоны второго этажа как по волшебству скрывали непроницаемые серые шторы.


Подготовка к показу Dior Haute Couture
Сегодня серые шторы едва ли уберегли бы секреты — приходится полагаться на строгие контракты, в которых черным по белому прописано обязательство по защите конфиденциальной информации. В то же время в мире моды сейчас не комильфо быть скромным и скрытным: все стремятся показать и рассказать как можно больше, чтобы завоевать доверие покупателя и объяснить самым непонятливым, почему брендовая сумка стоит как домик в деревне. Чемпионом по открытости впору признать LVMH, который задумал раз в год проводить в своих обширных владениях «День открытых дверей», Les Journees Particulieres. На один уик-энд фабрики, мануфактуры, ателье, винокурни и погреба входящих в холдинг брендов принимают сторонних посетителей, которые успели зарегистрироваться на специальном сайте. 
Подготовка к показу Dior Haute Couture
В Christian Dior шутят, что в такие дни Дом вспоминает о том, что нужно «обороняться»: Les Journees Particulieres проходят в середине июня, в разгар подготовки кутюрной коллекции, которая будет представлена в ближайший понедельник в Париже. Dior — единственный бренд в портфеле LVMH, который участвует в неделе Haute Couture, и только ему в эти дни не до гостей, но noblesse oblige, и двери приходится открывать. «У вас уже все готово к показу?» — спрашиваю у работников ателье, которые терпеливо объясняют многочисленным гостям, как устроен мир Christian Dior. «Куда там!» — отвечают мне хором те, кого в прессе принято называть petites mains. Сами «маленькие ручки» французского кутюра это прозвище не очень жалуют, предпочитая менее поэтическое artisans hautement qualifiés («высококвалифицированные мастера» ). «А вот Дольче и Габбана называют мастериц своего кутюрного ателье «мышками»», — мимоходом замечаю я. «О! Тогда Кристоф был бы у нас Мышиным королем!» — хохочет миловидная девушка по имени Клер, говоря о своем коллеге из Atelier Tailleur, который считается старожилом диоровской команды.
Подготовка к показу Dior Haute Couture
Собственно, ателье, трудящихся над кутюрной коллекцией и выполняющих частные заказы и подиумные образцы моделей prêt-a-porter, в Christian Dior два — Atelier Tailleur и Atelier Flou. Первое занимается изготовлением сложнокройных структурированных вещей вроде пальто и жакетов, а второе работает с мягкими летучими объемами — платьями, блузами, юбками. Такое разделение предопределено спецификой навыков, необходимых для создания «тяжелой» и «легкой» одежды, так что конструкторы и швеи здесь имеют четкую специализацию. «Мало просто выучить принципы и схемы конструирования различных видов одежды — нужен большой опыт, чтобы наперед знать, как поведет себя ткань, как повлияет на силуэт отделка, какие материалы лучше взять для корсетных «косточек» и так далее. Этому нельзя просто взять и научить в один момент — требуются годы работы, а ошибки стоят довольно дорого», — объясняют мастера.
Подготовка к показу Dior Haute Couture
Пошив любой вещи здесь, как и во времена Кристиана Диора, начинается с макета из плотной белой ткани саржевого плетения — по сути, это 3D-модель конструкторских выкладок, которые делаются на основе эскиза из дизайн-студии. Модель прорабатывается на манекене, а потом — на манекенщице или заказчице, и только после этого кроится основная ткань. Что же касается частных заказов, то мастера работают с персональным манекеном клиентки: стандартные «болванки» доделываются в соответствии с индивидуальными характеристиками тела и «апгрейдятся», когда изменения в фигуре приводят к изменению хотя бы одной из более чем тридцати портновских мерок. Для целой армии таких именных манекенов отведена отдельная комнаты в историческом особняке, и, учитывая клиентуру марки, можно представить себе, какое блистательно общество собралось там!

Помимо ателье по пошиву одежды, на авеню Монтень и прилегающей к ней улице Франциска I, где находится еще один диоровский особняк, расквартированы все дизайн-студии марки (в том числе и студия haute joaillerie Виктуар де Кастеллан). Здесь же расположены мастерские, в которых делают прототипы моделей обуви и аксессуаров для линий couture и prêt-a-porter (лимитированные тиражи подиумных сумок тоже изготавливают здесь). Основное же производство аксессуаров находится в Италии: обувь отшивают в мастерской недалеко от Венеции, а сумки и кожгалантерею — во Флоренции. Производство это можно назвать условно массовым, но только в сравнении с парижскими студиями, — речь ведь идет о hand made, только национальность «рук» другая. Так, например, на пошив пары лодочек Cherie уходит полтора дня, а на сборку Lady Dior из 140 деталей (стандартный размер, телячья кожа, хрестоматийный канаж) мастер тратит целый день. При работе с кожей экзотов рабочее время увеличивается процентов на тридцать: крокодилы и питоны — материал куда более хрупкий и прихотливый.
Подготовка к показу Dior Haute Couture
Обычно в диоровских ателье трудится чуть больше сорока человек, а во время подготовки кутюрных коллекций — до 70-75. Со стороны привлекают как дополнительных швей, так и узкоспециализированных мастеров (например, тех, кто работает с определенными, как правило, редкими видами тканей), а также асов «отделочных работ» — от вышивки и аппликации до шелковых цветов и конструкций из перьев. Одна из таких приходящих мастериц — франко-японка Томоми — трудится в ателье Vermont, которое занимается вышивкой и аппликацией и выполняет заказы для разных брендов. Сама Томоми любит работать для Christian Dior по двум причинам: во-первых, она большая поклонница марки, во-вторых, это дает ей возможность изучать вещи из обширного архива Дома, многие из которых имеют декор, выполненный в редких, исчезающих техниках.
Подготовка к показу Dior Haute Couture
Подготовка к показу Dior Haute Couture
Так, например, для прошлой коллекции Томоми делала сложную аппликацию по тюлю для коктейльного платья, которое является римейком архивной модели из осенне-зимней коллекции 1952 года. Платье-бюстье состоит из клиньев, на которых нашиты бархатные горохи разного диаметра в «рамочке» из черного бисера: одна полоска для юбки (всего их 28) — около 15 часов ручной работы за специальным столом, у которого вместо столешницы натянута канва. Учитывая детали лифа, на которых тоже есть бархатные горохи, получается порядка 520 часов работы, и это только декор. Еще около 100 часов уходит на пошив «чехла» из тончайшего тюля телесного цвета и вшивание гибких металлических косточек из специального сплава (вместо классического китового уса, установленного в эластичном корсете оригинального платья 60-летней давности).
Подготовка к показу Dior Haute Couture
Глядя на оригинал и реплику, легко понять разговоры о новом видении наследия Christian Dior, которым отличаются работы бельгийца Рафа Симонса, занявшего год назад пост креативного директора французского Дома. Все дело в пропорциях, которым дизайнер-минималист уделяет первоочередное внимание: объем юбки уменьшается, и она едва заметно прибавляет в длине, линия талии опускается на считанные миллиметры, так что лиф становится выше и скромнее. Сохраняя форму, модель будто перешивают на другую женщину — более высокую и стройную, менее фигуристую. При этом совершенно меняется внутреннее содержание платья: оно выглядит более сдержанным и абсолютно современным — по сути, в нем совсем ничего не изменилось, и в то же время изменилось все.
Работа над коллекцией Dior Haute Couture 2013
Работа над коллекцией Dior Haute Couture
Работа над коллекцией Dior Haute Couture
Работа над коллекцией Dior Haute Couture
Работа над коллекцией Dior Haute Couture



Работа над коллекцией Dior Haute Couture
Работа над коллекцией Dior Haute CoutureРабота над коллекцией Dior Haute Couture
Работа над коллекцией Dior Haute CoutureИсточник

2 комментария

avatar
Очень интересно, спасибо!
avatar
Очень позновательно, спасибо! Я тоже, очень сложные фасоны, сначала из дешевой ткани крою, примеряю, дорабатываю, а потом уже из основной. По-моему так многие опытные мастера делают. И насчет опыта согласна на все 100! 
«Этому нельзя просто взять и научить в один момент — требуются годы работы, а ошибки стоят довольно дорого»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.