Так как же дизайнеру продвигать себя? (трафик)

Так как же дизайнеру продвигать себя?

В последнее время эта тема стала очень популярной в дизайнерском сообществе, как водится, вокруг нее очень много домыслов и желающих заработать на неопытности начинающих дизайнеров. Хочу вставить свои пять копеек.

Во-первых, как человек прошедший стадию «начинающего дизайнера», понимаю какими средствами и начальными знаниями такой дизайнер располагает: никакими.  Зато с тех пор, как я пыталась стартовать, вокруг появилось масса людей, желающих заработать на дизайнерах: псевдо-конкурсы с платным участием: псевдо-курсы с никаким образованием;  «учителя по продвижению», пытающиеся заработать на далеко не сакральных знаниях, и т.д. и т.п.

Во-вторых, как PR — менеджер с 10 -летним опытом работы «в полях» на самых разных проектах, могу посоветовать приемы, работающие на практике и оптимальные по соотношению затраченные силы/выхлоп.

В-третьих, во многом тут будут полезны те же приемы по которым работает блогер — соответственно, большая часть тех приемов, которые позволили нам получить посещаемость в 6 000 человек в день (такой она была на момент когда «Вторая улица» стала открытой для разных авторов)  без манипулирования читателями и дешевеньких, на мой взгляд, приемчиков, работает.

В-четвертых — все равно посещаю массу «профильных» курсов и лекций — начиная от лекций Даши Гаузер для начинающих дизайнеров и заканчивая какими -то курсами по SMM для fashion-брендов и т.д., плюс не просто посещаю, но и на практике потом работаю с этим и могу оценить их полезность в динамике. Причем и со стороны редакций модных журналов тоже, так как периодически пишу статьи и прихожу за гонорарами:-).

В-пятых, на освещаемые в этой статье темы я общалась в разное время с профессионалами. И хотя, с одной стороны, все что в статье исключительно мое ИМХО, оно, на мой взгляд, поддерживается моими же беседами на эту тему с самыми разными людьми, обладающими различным, но практическим опытом: недавним с хозяйкой «Соли», с дизайнерами одежды (той же Гаузер, Гасилиным и т.д.),  с практикующими и очень продвинутыми PR-щиками (Дамиром Халиловым (специализируется на блогерах и соц.сетях, работает с почти всеми крупными брендами), Александром Левитасом (специализация — низкобюджетное продвижение) и т.п. и т.д.


Этот пост не очень обширный будет, если есть дополнительные вопросы — могу ответить на них в комментариях ниже — чтобы ответы видели все и они тоже кому-нибудь пригодились. Просто внезапно захотелось написать по принципу «не могу молчать», а времени нет:-). Так же готова расписать почему советую делать тот или иной прием, отдельно. Статья будет поделена на три части: как вести себя с pr-менеджером, как вести себя с блогерами и как продвигаться самостоятельно.


Так как же дизайнеру продвигать себя?


Как вести себя, если у вас есть деньги работать с PR-менеджерами и рекламными агентствами:

1.
Сразу скажу: не каждый pr-менеджер и агентство вам подойдет. И предостеречь: в нашей профессии, как ни в какой другой, распространены «халявщики» и бестолочи. Самая большая ошибка, которую вы можете допустить тут: это выбрать pr-менеджера и заняться коллекцией, положившись на то, что он знает, что делать. Будете крайне разочарованы. Тратиться на PR в эпоху интернета надо только в том случае, если вы имеете конкретную отчетность по каждому рабочему дню: что конкретно этот человек для вас сделал и какую пользу вам это принесло.

2.
Давно уже среди профи не встречала тех, кто реально может сказать что-то типа «PR — не должен продавать, у него другая задача». Мой совет: услышав такую ахинею, ищите другого сотрудника, а этому посоветуйте пойти работать в крупный бренд или подучиться. Подобные заявления в наше время может себе позволить только пиарщик Парка Горького, Икеи и еще каких-то мега-брендов, которые, действительно, сами себя продают. Всем остальным мерилом работы в 2013 являются ПРОДАЖИ и бесплатные ПУБЛИКАЦИИ в глянце (что могут организовать единицы) — все остальное вы и сами можете сделать, затратив дополнительные 2 часа в день. А если этих 2 — часов уже не остается — нанять младшую сестру или фрилансера — инвалида, который будет делать «черную» работу по вашим заготовкам. Платить за нее массу денег, теша самолюбие «профессионалов», не стоит. Повторюсь, это не только мое мнение, но и перечисленных вверху уважаемых людей и профессионалов. PR-должен продавать, и точка. По крайней мере, тот, на который вы тратите свои деньги, а не получаете его бесплатно.

3.
Pr-менеджеры тоже бывают разными, даже из тех кто работает с брендами. Примеры из тех, кто минимум раз в месяц связывается с нами, редакцией «Второй улицы»:
Calvin Klein ведет работу ни рыба ни мясо: они бомбандируют письмами с двумя строчками" Уважаемые коллеги, во вложении Вы найдете новость компании Calvin Klein Underwear о новой рекламной кампании сезона Осень 2013". И фоточки с таким же официальным сухим «релизом». Зачем они это делают, почему — непонятно. Мы ни разу о них ничего из этих новостей не опубликовали, другие тоже, судя по блогосфере.
И сравним это с пиар-менеджерами какого-нибудь" River Island", к примеру. При всей низкопробности продукции они выжимают максимум, поэтому и попадают на страницы «Второй улицы» чаще (и это при том, что я вообще стараюсь не публиковать присылаемые материалы). Секрет прост: отсутствие канцеляризмов в тексте, личное обращение (в конце-концов, fashion — блогеров которые имеют реально большую посещаемость не так много,  и вполне можно себе позволить каждому написать личное письмо). Тем более если ты пиар-менеджер модного бренда, а не ведешь попутно еще металлургию, Warner Brothers и прочие разнопрофильные вещи. Плюс они правильно работают с этими блогерами: приглашают на мероприятия, и присылают не сухой релиз " у нас новая коллекция", а в виде пригласительного, потратить на фуршет 5000 рублей несложно — цена одной публикации у мини-блогера, а любители внимания, недорогого шампанского и фотографий на фоне пресс-волла приедут и опубликуют все это бесплатно — причем массово.
По такому же принципу работают с блогерами в Gap, например.

4.
Платные публикации: в журналах,  у блогеров — вы можете организовать сами, в течении получаса работы. PR — менеджер вам нужен для организации бесплатных. Если он не знает как это делается и начинает канючить «бесплатно уже никто ничего не делает» — ищите другого или платите этому за другую работу, переплачивать за организацию платных публикаций ему, как посреднику, нет смысла. Журналы и блогеры и без того с удовольствием с вами поработают (платно-то), достаточно одного звонка в редакцию или написать автору блога — сами потом с вас не слезут напоминаниями. Кстати, к каждой заказной статье или рекламе можно выбить т.н. «бесплатное сопровождение» — в течении года Ваши вещь (под обтравку, или из лукбука) будут стараться вставлять хотя бы в каждый второй номер. Где-то на задворках, для иллюстраций — но вставлять, и с подписью. У подписчиков журнала сложится мнения что Вы офигеть какой популярный дизайнер ;-) — пустячок, а приятно.

Правда, тут есть оговорка. Если у вас недорогой типовой товар (сумки, шапки, шарфы, украшения) вам будет выгодно работать с социальными сетями и т.н. «лидерами мнений там». Лидер мнений — это тот, у кого есть очень популярная группа или на его личную страничку подписано много людей. Тогда вам действительно выгодно связываться с ними не напрямую, а через крупное smm — агенство (не рекламное, не pr-менеджера). Потому что такие агентства, специализирующиеся на работе с социальными сетями, ежедневно размещают от 300 до 800 объявлений в группах в контакте и у блогеров (они работают с самыми разными заказчиками и брендами), поэтому имеют скидки от каждого блогера и от каждого лидера мнений за регулярность и стабильность работы. Но этот вариант потребует от вас большого объема продукции, готовой к продаже. Зато это хороший вариант если надо «пошуметь» — громко заявить о старте своей работы, привлечь кучу заказчиков платьев на выпускной в январе-марте и т.д.).

6.
Анекдот о стратегии и тактике. И о правильном выборе консультанта…
«Жили-были в лесу мыши и все их обижали. И вот пошли они к мудрому филину и говорят:
— Мудрый филин, помоги советом. Все нас обижают, коты разные, совы, лисы… Что нам делать?
Филин подумал и говорит:
— А вы станьте ёжиками. У ёжиков иголки, их никто не обижает.
Мыши обрадовались и побежали домой. Но по дороге одна мышка сказала:
— Как же мы станем ёжиками? — и все побежали обратно, чтобы задать этот вопрос мудрому филину.
Прибежав, они спросили:
— Мудрый филин, а как же мы станем ёжиками? Ведь надо как-то вырастить иголки? Или приклеить их? И ещё — ёжики пыхтят, а мы — мыши — пищим… Как быть?
И ответил филин:
— Ребята, вы меня ерундой не грузите. Я же не тактикой, я стратегией занимаюсь!»
 
 Это я к тому, что есть такая популярная схема работы с хорошими pr-менеджерами — консультации. На крутого спеца у вас денег все равно не хватит, а горе — пиарщик только деньги из вас вытянет. Поэтому лучше ангажировать самого крутого, но ненадолго. Такой специалист вас натаскивает и дает указания, что делать, вы своими силами делаете. Опять же — в этом случае платить нужно только за результат: давая вам советы, он должен объяснить, что вам это даст, а не раздувать щеки и разговаривать свысока сложными словами, намекая как вам повезло, что он с вами вобоще соизволил говорить. Как правило, это верный симптом того, что человек сам не знает, что в вашем случае делать, и просто ждет не дождется чтобы взять деньги и забыть о вас навсегда.
 
7.
Если ваша цель — громкий старт, то вам нужны т.н. «эвенты». Вечеринки со звездами. Это надо поручать специализированным агенствам с большой базой гостей. Сами только деньги потратите.
 
8.
Появление «звезд» в ваших нарядах очень важно. Надо понимать, что они о том, что наряды — ваши — сообщать никому не будут. Это ваша задача после того, как подарили им платье, отслеживать потом их активность везде и увидев где-то в вашем наряде — опубликовать у себя на сайте, в соцсетях и т.д. Имхо, именно этот случай, на мой взгляд, единственный — когда дизайнеру есть смысл тратить серьезные деньги на PR.  Ну разве что вы можете себе позволить заказать pr-сопровождение в Апостол Медиа.
Таких людей в России не так много: зарабатывают они на своей записной книжке. Вы им платите (сейчас в районе 50 000, но четкого прайса нет), а они ваши платья упорно предлагают бесплатно каждой «звезде», пока не пристроят. Платить им постоянно не надо: год-полтора работы достаточно для громкого старта, потом уже сами будут к вам приезжать/звонить с информацией, что готовы вас «осчастливить» возможностью подарить кому-то понравившееся платье)). Так, около года, сотрудничала Даша Гаузер, тем временем набирая знакомства, в том числе с журналистами и ведущими МТV и прочая — сейчас уже своими силами, все идет по инерции. Правда, я лично не в курсе, кто именно с ней работал, но в курсе, что она была не в восторге в итоге.

Так как же дизайнеру продвигать себя?
 
Как работать с блогерами:
 
1.
В отличии от «звезд», по негласной договоренности (лучше отдельно проговорить) блогеры подаренные им платья очень даже рекламируют. То есть, как правило (это опять же лучше проговорить заранее), вы взамен получите статью о себе, ознакомительную статью (или хотя бы упоминание) о подаренном платье (супер качество, спасибо-спасибо, а посмотрите какая застёжечка и все такое). Ну и если блогер ведет бурную профессиональную жизнь — он будет время от времени появляться в вашем наряде на различных мероприятиях и охотно отвечать на вопросы — что это за платье?).  Отдельно можно — и нужно — договориться чтобы в ответ на вопросы давал визитку. А так же о том, чтобы скидывал ссылку на свои фото и мероприятия где он в нем был.
 
Совет: выбирайте блогера, мероприятия которого не «клубы» и «тусовки со своими же блогерами», а теми кто общается с профессионалами мира моды: пересекается по работе или образу жизни с редакторами журналов, топовыми фотографами и известными дизайнерами верхнего эшелона. У вас есть шанс засветить свой наряд не перед другими блогерами (от которых максимум что получите, это желание иметь такое же колье, ну максимум пост из серии «увидела на подружке  такое вот украшение» (причем учтите что читают их скорее всего одни и те же люди) — а перед профи. Например, ваше колье и вовремя данная визитка подвигнет фотографа Таню Руденко для совместной съемки, увиденное стилистом  -  вызовет предложение предоставить такое же колье для журнала,  известному дизайнеру придет в голову  для  следующего показа предложить вам сотрудничество — ваши аксессуары и его одежда.  Рядом с известным именем (и при использовании его PR возможностей) будет стоять ваше имя, как автора аксессуаров, бесплатно.
 
Можно дарить и другим блогерам, конечно, тем что просто из категории «милых девочек». Надо понимать в этом случае, что скорее всего произойдет такая схема: вы подарите сумку, блогер о ней напишет, ее купят у вас ее пара — тройка людей. То есть, по Гамбургскому счету, вы получите максимум пару продаж. (Предлагаю забыть про ложный постулат «пиар не должен продавать» он как-то подозрительно смахивает на «художник должен быть голодным»). Но ведь и мы с вами, цинично говоря, понимаем что сшить своими руками сумку не такие уж большие затраты;-). Особенно если на весы еще добавить какую-никакую, а известность.
 Нет смысла дарить что-то «базовое», в ваших интересах чтобы вещь была ОЧЕНЬ ЭФФЕКТНА, чтобы хотелось спросить «а что это у вас такое необычное?»
Выбирайте того блогера, который одевается в вашем стиле  — иначе все закончится тем, что появившись один раз в платье, он отдаст его младшей сестренке.
Работая с блогерами, лучше иметь сайт. Хотя бы на Wordpress, который делается полчаса. Установите Яндекс-метрику или Гугл Аналитикс и настройте в нем метки (можно заказать на фриланс недорого). Давайте им для публикации не просто ссылку на нужную вам страничку сайта (или главную сайта), а конкретную utf метку. В динамике это вам позволит легко понять, получаете ли вы хоть что-то от публикаций в блогах.
Что это значит: вы можете сделать публикацию у нескольких блогеров, дать каждому ссылку на главную сайта, но у каждой ссылки будет своя метка. Метка позволит видеть, что делают люди, переходя от конкретного блогера: походили по сайту и ушли навсегда, стали время от времени заходить или что-то купили (пусть не сразу,  через неделю). Спустя год (да даже месяц) можно легко увидеть, сколько от какого блогера за это время перешло людей и сколько он вам принес заказов. Снимает все вопросы и зачастую здорово отрезвляет блогеров — что позволит вам экономить (если блогер адекватен) при следующих размещениях. Иметь посещаемость еще не равно возможности ее монетизировать:-)
 
2.
Не зацикливайтесь на блогерах, пишущих о моде. Если вы делаете вполне носибельную одежду, не голый креатив, вам принесут хорошие продажи и посещаемость публикации в блогах формата «обо всем», основная масса которых москвички от 25 до 45 лет. Они много покупают, их еще не оккупировали «дизайнеры» в информационном поле и они охотно вас рекламируют дальше бесплатно, сарафанным радио.
 
3.
Главное правило при работе с блогером или группой в соцсетях: требуйте временные гостевые права в его статистику. Не скриншот. Даже в жж ее можно установить, и если блогер этого не сделал, но готов браться за платные посты — это как-то странно и непрофессионально. Не смотрите на общую посещаемость блога, вас должны интересовать (смотрите только в динамике за 3 месяца, там есть такая надстройка):
 
а.Источники этой посещаемости (контекстная реклама — вон такого умельца).
б.Города источники посещаемости: при всем моем уважении и любви к регионам — но покупают и дают «сарафанное радио» только жители Москвы и Питера, увы. Проверено много-много раз, в самых разных областях.Остальных реально надо мысленно выбросить из уравнения.
в.Возраст. Вопреки распространенному мнению, молодые девушки ничего не покупают. Парадокс, но правда. Они конечно много покупают, но только в тц у дома, куда можно прийти с подругами, поэтому давать рекламу в блоге или сайте, основная масса читателей которого не достигла 25 лет — я бы советовала только Кире Пластининой и подобным брендам, которые в том самом ТЦ и продаются. Они даже имя ваше не запомнят — слишком много вокруг них интересного и сиюминутного. Даже если по перепостам смотреть: основная масса тех кто делает перепосты — в районе 30 лет, все что младше — только потребляют контент, от них никакого толка. Смотрите на срез 24-45 лет.
г.Если речь о жж  — не судите по подписчикам, примерно половина из них Livejournal уже не пользуется. Следите именно по внешней статистике, Li.ru
д.Если автор не закрывает катом посты — не забудьте проверить его RSS поток — сколько его там читает.
е.Во избежание иллюзий: после того как вы вычли из всей посещаемости сайта-блога всех живущих не в том городе и всех неподходящих по возрасту  — разделите оставшихся на 100. Потом умножьте на 4. Получите максимально возможную отдачу от своей публикации: именно столько перепостов+продаж+новых фанатов у вас появится, если все получится. Проверьте сами, железное правило. Плюс-минус от степени креативности и уместности подачи поста.  Очень мало, к сожалению, да. Но вода камень точит, а блоги — только один из нужных вам каналов продвижения, вы же и не думали что он станет основным?

4.
Как найти блогера:
Выбирайте по «яндекс» блогам, они лучше работают чем различные «премии блогерам» «обзоры» и т.д. Последние работают по принципу: друзьям места присудить, друзья же и приглашаются к участию.  Вам таки шашечки или ехать? Если ехать — то реальный инструмент выбора блогера — бесстрастная статистика.
Количество комментариев у блога роли не играет. Совсем. Ни для вашего пиара, ни для продаж. А вот посещаемость — это все.
Приготовьтесь потратить на это примерно выходные запойной работы  — когда даже из постели некогда вылезти. Составляете таблицу: блог, имя хозяина, посещаемость, контакты, поле «общение». Выбрав все фэшион — блоги, выкинув из них несимпатичные вам и вашим покупателям (я бы не выкидывала, не жалко же) из каждого блога надо выбрать  одну-две публикации, которые вам особо понравились.
В идеале у вас получится 150 блогов, если пойдете только по вершкам — 50, а выбирая лучших из лучших — уложитесь в 15.
Пишите каждому личное письмо на 3 абзаца, благодарите за интересные посты, ссылайтесь на те что больше всего понравились, в идеале — дайте пару интересных или полезных ему ссылок по тематике блога «вдруг вам пригодится».
Отправляете.
После получения вежливого ответа присылаете следующее письмо.
Рассказываете о себе, прикладываете ссылку на свой лукбук, предлагаете выбрать в подарок что-то из трех вещей, просите помочь советами как себя продвигать, спрашиваете может ли он, например, о вас написать, «потому что, на ваш взгляд, его читателям это может быть интересно по следующим причинам:...»
В среднем (без упоминания о подарке) из 150 блогов по такой схеме публикует нужную информацию бесплатно примерно 50. С подарком — 100.
Главное пишите искренне, без панибратства, без подлизывания, не рублеными фразами.
 
5.
Работа с блогами должна строиться по принципу сериийности. Не делайте один пост у этого блогера, делайте три-четыре с промежутками. Работает намного лучше. Пусть это будет интервью, пост из серии «личный опыт» — "outfit" с подаренной вами тряпочкой,  процесс пошива, мастерскую, бекстейдж. Идеально — найти успешно развивающегося блогера, со стабильным ростом аудитории, и «дружить домами» с ним годами (что не означает, конечно, что не надо с другими работать). Если за ним закрепится благодаря вам слава «девушки с оригинальными украшениями» — выиграете все.
Я слышала сожаления, что у нас, в отличии от Запада, не делаются «связки» пиарщик-дизайнер еще на стадии обучения. Делайте ее сами, ищите адекватного блогера, который не ограничивается понятием «ты мне юбку — я те пост и мы в расчете». В общем, не ждите чуда, чудите сами.
 
Так как же дизайнеру продвигать себя?

Как самому себя продвигать дизайнеру одежды:

1.Соцсети:
Нет смысла идти учиться на различные SMM курсы.  Особенно когда за них требуют, как пошла мода, по 9 000 — 12 000. Вам кажется, что вы много потом сможете экономить на  pr-е, потратившись раз на образование. Но специфика этой профессии (как и SEO (продвижение сайтов)) такова, что надо в этом вариться постоянно, учиться постоянно. То, что преподавали на курсах год назад — уже не работает совсем или даже вредит. Не теряйте время и не отнимайте у себя деньги, лучше потратить это время  на что-то, что позволит вам стать лучше в профессии, хотя бы это через год не «сгорит». В рунете много (слишком много) сайтов с рассказами только о сео-продвижении (причем для новичков) и о продвижении в социальных сетях, нет смысла за них платить только потому, что у вас нет времени их найти.
Тут еще немного ИМХО: я  лично немного презрительно отношусь ко всем таким делам которые связаны с манипулированием: неуместным сео, фальшивым ссылка-отзывам «ой, девчонки, я такой сайт нашла, вы упадете! там все такие отзывчивые, такие модные!» и т.д. Из этой же серии продвижение групп в соцсетях:  «добавь себе на стену, чтобы не потерять», «сто лучших советов», фальшивые отзывы, и т.д. и т.п.
Если вы делаете интеллектуальную, сложную одежду  — не используйте эти приемы. Мое глубокое убеждение, что они оттолкивают от вас здоровую, адекватную, покупающую аудиторию. Да, такие посты в группах (как и «рукодельные штучки незамысловатого, но „милого“ типа») позволяют быстро «набить группу». Но это будет низкопробная аудитория. И покупать она в итоге не будет. Ей разве что рекламу впаривать (и то при получении оплаты не за продажи, а за сам факт что  в группе разместил) и перепосты.
По этой же причине я бы не советовала различные Giveaway. Это посты из серии «репостни нас и получи возможность выиграть эту фигнюшку». Но одно время это работало, надо признать что даже часть вполне приличных компаний пересело на эти заезженные рельсы и тут каждый должен решать сам, надо ли  ему продвигаться подобным методом и нужна ли ему та аудитория, которой это кажется привлекательным. Чаще всего в них участвуют люди с пустыми страничками, они не хотят «докучать друзьям» участием во всем таком постоянно и заводят для таких перепостов отдельные странички  — так что мало кого из нежелающих халявы ваш пост достигнет...

При публикации платных постов в группах («познакомьтесь с дизайнером, победившим на конкурсе...» «новая коллекция дизайнера...»  «коллекция украшений на выпускной») используйте следующие правила:


а. Статистика! Смотрите реальную посещаемость в день и города (Москва и Питер), пол и возраст. Чаще всего после этого из группы в миллион человек  вам остается всего-то 10 000  — 30 000 потенциальных покупателей. А из группы в 200 000 — целых 60 000 подходит — а цена поста-то в три раза меньше.
б. Не гонитесь за численностью группы. Наибольший выхлоп, как ни странно, с групп численностью в 20 000 — 100 000 (наилучший в процентном соотношении потраченные деньги/переходы на сайт или продажи). Публикации в таких группах стоят в среднем 300 — 2000 (последнее — если группа незадалбливает рекламой и редко размещает, и ну прям ОЧЕНЬ вам подходит по духу).
в. Короткое сообщение с долей юмора (5-6 фраз, не более двух восклицательных знаков, последняя фраза побуждает к действию (Подпишитесь! Купи! и т.д.). Все главное — в первых двух фразах (коротких, не сложных) — большинство прочтет только их. Обязательно крупная и эффектная картинка, и не в стиле polyvore или «модного лука» — эти не работают.
г. Не называйте себя «дизайнером». Это всех раздражает:-). Тогда уж просто имя/фамилия а-ля «Новая коллекция Саши Саночки» — создается впечатление, что уже все эту Сашу знают и ее предыдущие коллекции тоже.
д. Не общайтесь от первого лица, пишите и отвечайте как сотрудник.

Ведите с рекламного объявления не на сайт, а на свою группу вконтакте. Подпишется много народа, с которым потом уже можно работать: оповещать о новых коллекциях и т.д.

Пользуйтесь контестной рекламой. Для этого вида товара хорошо работает если картинка (мелкая) выглядит хорошо, а в настройках у вас стоит «показывать членам такой-то группы (выберите несколько оптимальных: конкурентов, нужного сми), такого-то возраста, в таком то городе, не более 100 раз». Ведите не на сайт, а в группу вконтакте же. Это важно. В среднем при таком раскладе один подписавшийся будет Вам стоить в районе 6 рублей. (Да, не реагируйте на те цены, которые Вам предложит вконтакте  — смело снижайте).

При продвижении в соцсетях, любых, от YouTube до вконтакте, используйте хэштеги. Выбирайте их из числа популярных+название марки.





2. Попасть в обойму. Звезды.
С небольшими «звездами» можно связываться напрямую. Я серьезно. Заходите на их официальный сайт и пишете (с ссылкой на лукбук) как вам нравится стиль и музыка (игра, если это актриса), что вы хотели бы разработать/подарить наряд на выступление или просто так. Кроме лукбука приложите пару эскизов «под клиента». Ваше письмо передадут пиар-менеджеру или напрямую ответят. 
Благодаря таким письмам я  лично в свое время общалась с группой «Звери», «Баста», Лера Масква (была такая певица у нас одно время, когда этот прием впервые сделала) и Викторией Талышинской («Не пара» в эпоху их популярности). Лучше брать исполнителя на самом взлете, как в прошлом году была IOWA, например. У них еще недобор костюмов, можно договориться за взаимный пиар о многом.


Так как же дизайнеру продвигать себя?


3. Попасть в обойму. Журналы
а.
Журналы  Sanoma Independent Media (космо и иже с ними) все адреса имеют одного типа: сокращенно имя, фамилия, собака и один конец на всех. Причем фамилии у всех на английском указаны прямо в журналах. Не надо обладать большим умом чтобы написать письмо на реальный рабочий ящик любому редактору. Благодаря такому письму я даже два года назад встречалась с самой Еленой Мясниковой, которой понравилось мое письмо, адресованное ей, настолько, что она лично позвонила «какому-то блоггеру» (у нас тогда даже посещаемость была всего-то около 30 000 в месяц) на мобильный, чтобы познакомиться. Возможно, именно эту лазейку уже прикрыли, но подобных лазеек много в любом журнале, включите голову, не идите по проторенной тропинке, где нет ответа.
Отправляйте письмо с ссылкой на лукбук в хорошем качестве (для полиграфии)  и с ссылкой на лукбук для быстрого пролистывания. Тест — презентация себя не более 700 слов, все главное  — в первых двух фразах. Дополните диском cd в конверте с доставкой курьером (сами избразите курьера, в конце-концов). Не забудьте пометить диск с лукбуком и вещами «под обтравку» своим именем — фамилией.
б.
Опять же, не «упирайтесь рогом» исключительно в околомодные журналы. «Секрет Фирмы», «Домашний очаг» и тому подобные, даже «Forbes» дают отличный результат для коммерческих линий одежды. В «Секрет Фирмы» попасть очень легко: напишите о себе на общий адрес, контакт передадут корреспонденту, он с вами свяжется чтобы понять нужны ли вы ему. Сейчас, кстати, самое время — летом у них всегда недобор тем. Если вы имеете производство, клиентуру,  готовы озвучить некоторые цифры, сложности и т.д. — о вас напишут 100%. Особенно если у вас есть свой «фикс», работа на узкую аудиторию — это для журналистов всегда интересно (еще один повод не разбрасываться в аудитории). Отличный эффект дает публикация в «Комсомольской правде» в разделе мода, реально много продаж и решить чаще всего можно за платье редактору. А вот газета «Метро», несмотря на большой тираж, к примеру, эффекта не дает.
в.
Пришлите в красивой коробочке презент редактору нужной рубрики. Платок, шарф ручной работы, и т.д. и т.п. Только хороший, оригинальный, подходящий редактору по цветотипу (благо их фото навалом в интернете). Ни в коем случае не валяный из войлока, батик или подобный «хенд мейд». Не надо ассистенту, шлите редактору. Они все равно рядом сидят, зачем посредник. Вложите пресс-релиз с инфоповодом (приглашение оценить новый лукбук по QR коду хотя бы). Потом уже как однажды говорилось: звоните, спрашиваете можно ли подъехать, показать остальное,  вас уже тут переадресуют на ассистента.
г.
Делайте очень хороший лукбук. На показ  к начинающим все равно не придут, по большому счету. Хотите о себе заявить, заявляйте за счет качественного лукбука и подарков. Этого хватит на первые два сезона старта. Лучше деньги туда тратить, на фотографа и стилиста.
д.
Пишите письма в духе «я дизайнер, вот мой лукбук, я бы хотел сделать для вас мастер-класс», они все рады им. Отдельная просьба от меня: сделайте хоть один приличный для Космо Шоппинга, надоело этот позор видеть в каждом номере.
е.
Если вы считаете себя «коммерческим» дизайнером — что, увы, в России означает чаще всего узкий фикс на один вид продукции  и все это не имеет изюминки в «крое» — например, выезжаете за счет рисунка ткани, причем не придуманного вами рисунка, а по принципу что нашлось в магазинах — не советую лезть на рожон. Понимайте трезво, что ваша стезя мелкие блоги и соцсети, не тратьте силы и деньги и не мешайте другим пройти по этому пути, не затаптывайте тропинку:-).



5. Блог.
Вам нужен блог как основное средство вашего продвижения. Это даже не обсуждается, основной инструмент. Посудите сами: даже если человек купил у вас платье, второе он купит только в случае если вспомнит о вас. Что в условиях информационного шума наших дней маловероятно. Единственный шанс — если он, пока покупал это платье, успел заметить блог, который показался ему интересным или полезным — и он на него в итоге подписался.
К примеру, «Вторая улица» когда-то начиналась именно как блог при интернет магазине одежды секонд-хенд. Тут были практические советы по переделке одежды.  Поэтому, купив что-то раз, люди, видя, что советы частые, интересные и стильные — все равно продолжали заходить на сайт, подписывались на рассылку. А значит, покупали и во второй, и третий, шестой, десятый раз.
Как вести блог: масса сайтов и блогов посвященных этой теме. Основная ролевая модель для вас — это блог Гаузер, благодаря которому она не только удерживает внимание покупателей, но и обеспечивает себе публикации в сми. Снимаете процесс пошива, мастерскую, бекстейдж. Хорошо работают посты «на злобу дня». Например, во время задымления Москвы торфяниками кто-то из дизайнеров выкладывал эскизы повязок на лицо, популярный был пост — и т.д. и т.п.

7.
Пользуйтесь сервисами мониторинга социальных сетей и СМИ, их много, есть бесплатные, есть платные в районе 50$, они работают лучше.  Вбиваете имена конкурентов и ваших тем (пример «украшения с лошадью») — и будете получать ВСЕ упоминания из всех блогов и форумов в рунете — каждый раз, когда кто-то упоминает вас, конкурента, нужную тему — вам приходит на это ссылка (можно настроить раз в день или неделю). Ваша задача: оперативно реагировать на негатив, сделать так чтобы рядом с упоминанием конкурента появилось тут же упоминание вашей марки и т.д. и т.п.

8.
Как конкретно продавать и продвигаться. Советов тут очень много, я дам примерно 4000, но все эти 4000 в этих 12 книгах (у меня они есть, есть и еще около 200, так так что рекомендую, попробовав, лучшие  и работающие именно для вас):
Хотите продвигаться бесплатно — потратьте 2000 рублей и неделю на эти книги, у вас будет масса конкретных инструментов и пошаговых советов с немедленной отдачей:

«Стратегия голубого океана» — КИМ Чан и Рене Моборн (о том, как важен узкий «фикс» для успешного пиара бесплатно. Выберите свою аудиторию: к примеру, одежда для крупных фигур, для невысоких, для определенного вида увлечения, платья, имеющие яркий формообразующий элемент, как у той же Гаузер — в общем,  что-то, позволяющее Вам запомниться на общем пестром фоне).
«Построение бренда в мире моды» Марк Тангейт (по сути, о том же, но читать лучше после первой, так понятнее как абстрактные примеры к себе приложить).
«Преврати себя  в бренд» Том Питерс (опять же о самопиаре и о том как «найти» себя, без своего стиля успеха не будет).
«Сам себе бренд. Искусство продажи себя»  Гарри и Кристин Клиффорд Беквит (о том же).
"Бизнес своими руками" Ада Быковская (конкретные советы по продвижению. Ее блог на эту же тему).
"Сотвори и продай" Светлана Воинская (больше подходит мелким хенд мейкерам, у кого максимум продажа в день будет, но что-то подсмотреть можно)
«Партизанский маркетинг» — Александр Левитас (много практических советов. Выписывай подходящие и делай по очереди, вычеркнул все — начинай сначала). Отличное вложение 400 рублей.
«Супер прибыльный бизнес с нуля» Дэвид Абигдон (то же самое)
«Партизанский маркетинг. Простые способы получения больших прибылей при малых затратах»  Джей Конрад Левинсон (то же самое).
«Клиенты на всю жизнь» Карл Сьюэлл и Пол Браун (если уже доросли до шоу-рума).
«Увлечение это бизнес» Как зарабатывать на том, что вам нравится" Гари Вайнерчук (раскрутка и ведение блога при бизнесе).
"Лайкни меня" Гари Вайнерчук (раскрутка и ведение блога при бизнесе).
«Как заработать на блоге» Евгений Литвин (о чем писать в блоге. Но все это можно и в интернете найти).
А так же: «Анатомия сарафанного маркетинга» и «Сарафанный маркетинг» — обе о бесплатном пиаре и как его организовать.

22 комментария

avatar
Ну хоть кто-то это сказал! Я взоржала когда это увидела. Вот еще мои 5 копеек тоже: Мастер-класс:«Если PR не влияет на продажи — вычеркивайте его из бюджета!»
avatar
ой, да такого полно на самом деле, это фраза только в качестве иронии используется…
avatar
у нас за нее девочку уволили, точнее не продлили испытательный срок
avatar
вы удивитесь… есть такие люди, есть.
avatar
спасибо, много полезного!
avatar
Столько всего! Спасибо
avatar
Очень щедрый подарок!
avatar
Спасибо, очень поучительно!
avatar
Невероятно интересно и жутко полезно!
avatar
Спасибо большое, добавила в избранное, перечитаю еще раз вдумчиво дома!
Из личного опыта — если кому-то поможет — про звезд: да, это работает и именно так, как сказала Саша — я все прошлое лето той самой Кате из I.O.W.A. шила, даже улыбнулась сейчас, когда читала 
avatar
ну надо же как совпало))
avatar
и не только для дизайнеров одежды, так можно и работу искать, если чувствуешь в себе креатив…
avatar
Огромное человеческое спасибо за эту великолепную статью!
В избранное!
avatar
Господи, как же я благодарить готова Бога за то, что есть такой сайт, за то, что все мы тут есть друг у друга. Нигде больше, во всем мире, нет такого чтобы тысячи людей друг с другом безвоздмезно, не требуя платы и не заставляя читать их самомнение, не потакая самолюбию, просто ДЕЛИЛИСЬ друг с другом такой полезной информацией. У нас же тут есть ВСЁЁЁ, вообще все что нужно. А вот с таким горе консультантом я на днях встречалась. Сказал что вот прямо все знает что надо дизайнерам. И сам об этом всюду говорит, себя рекламирует. За двадцать тысяч всему научит якобы а на деле какие то прописные истины стал объяснять высокомерно.Спасибо большое за статью, в избранное, он и на шестую часть не наговорил. Поделилась бы сама его информацией, да не было у него ничего по делу...
avatar
Круто!
avatar
вот это да, вот это статья! браво, СПАСИБИЩЕ огромное! не пойму, почему так мало лайков и сохраненки. я как раз всю голову изломала, с чего начинать. правда, в голове каша пока, многое не понятно, надо перечитать, но такая инфа — на вес золота. в общем, еще раз спасибо вам преогромнейшее, что делитесь тем, чем большинство даже за деньги делиться не хочет!
avatar
Так прониклась статьей, что наконец зарегилась на сайте… Автор — вообще гран мерси за инфу!!! Все четко, по делу, без подвыподвертов и растеканий мыслею. Аж приятно было читать, не говоря уже о реальной полезности текста. В общем, спасыыыыыыбо!! 
avatar
Огромное спасибо за статью. Много для себя открыли. Даже не знаю каким Богам молиться, что случайно попала на этот сайт, на котором так интересно и познавательно. Статья — блеск!!! Спасибо... 
avatar
Подскажите пожалуйста автора статьи! Хотим пригласить его на фестиваль дизайнеров в Сочи для выступления/лекции/мастер-класса
avatar
Здравствуйте! Имя указано под постом, слева. Там же ссылка на контакты. Собственно, автор я. Мы, кажется, и в прошлом году с Вашим фестивалем общались (или этой весной, уже не помню). Условия остались прежними: я готова участвовать во всем бесплатно, но от Вас нужно будет оплата перелета, проживания и питания на всё время — на меня и на 9-летнего ребенка. Она во всем участвует наравне, поскольку бабушек и родственников у нас нет, на которых можно ее оставить, пока я в отъезде:-).
avatar
очень много дельных советов! Спасибо! В этом году совсем не вела блог, забросила. Чую, надо восстанавливать) по журналам могу сказать: на начальном этапе нужно писать всюду, где хоть немного пересекается с вашей деятельностью (естественно в приличные издания, а не однодневки). Даже если получили отказ — не отчаивайтесь. Возможно однажды им понадобитесь именно вы и они вспомнят, что кто-то им уже писал по нужной теме)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.