Обучение моде в Азии

Мода  →  Как стать дизайнером одежды
Обучение моде в Азии
 
Особенности получения высшего образования в области моды и дизайна одежды в Японии и Китае:

 
BUNKA FASHION COLLEGE (БУНКА)
– Свой бренд? Сразу? Нет, я вначале проработаю три года на производстве, и затем решу, нужен ли мне свой бренд, – заявила мне выпускница Бунка в день экзаменов.
Бунка представляет собой комплекс зданий современной архитектуры с абсолютно чистыми просторными коридорами, классами, лабораториями и производственными площадками. В коридорах установлены для общего пользования копировальные аппараты, автоматы с напитками, студенты на полу раскладывают материалы для обработки, в коридорах же устраиваются отчетные выставки студенческих работ, когда любой желающий с улицы может прийти и посмотреть. 


Классы, конечно же, оборудованы компьютерами, а лаборатории и цеха – самым разнообразным оборудованием последнего поколения: швейными и вязальными машинами, столами с лазерным раскроем, 3D-примерочными, экспериментальными машинами. Оборудование колледжу поставляют производители, преимущественно, конечно, знаменитые во всем мире Juki и Shima Seiki. Так они воспитывают себе поколения клиентов, ведь студенту впоследствии предстоит работать именно с такими машинами на производстве. Той же логикой руководствуются и производства готовой продукции – они обеспечивают колледж всеми необходимыми материалами и курируют процессы обучения, присматривая себе будущие кадры. Весьма примечательно, что когда мы в сопровождении делегации JKB (объединение трикотажных производств Японии, сосредоточенное в Фукусиме), беседовали со студентами, они каждый раз с гордостью называли производства, представители которых были с нами, которые «ведут» их с первого курса для дальнейшей практики. Правилом хорошего тона считается после окончания колледжа работа в течение трех лет на производстве, что и продемонстрировал вышеописанный диалог. 


В Бунка студентам предоставлены все возможности сконцентрировать время и энергию на учебе и практике. Огромные библиотеки с учебной литературой и с полным обновляемым ассортиментом мировой модной прессы, магазины канцелярских товаров, склад-магазин тканей и фурнитуры по специальным ценам, столовая на зависть московским «японским» ресторанам. И огромный архив лучших студенческих коллекций, который организован и выглядит как современная музейная экспозиция одежды, обуви, аксессуаров.
Колледж поражает организацией учебного процесса: занятия начинаются строго секунда в секунду по расписанию, проходят в полной тишине до тех пор пока преподаватель не разрешит задавать вопросы и заканчиваются также секунда в секунду по звонку, когда студенты встают и хлопают в знак благодарности за лекцию. Кстати, лекции записываются исключительно на бумаге ручкой – классический механизм запоминания информации. 


Еще одним правилом хорошего тона во время обучения в Бунка считается то, что студенты постоянно шьют одежду и раз в месяц колледж устраивает день открытых дверей, когда студенты выставляют на продажу свои работы, приглашая окрестное население. Так они совершенствуются в профессии, учатся продавать одежду, учатся маркетингу (не осознаешь запрос покупателей – не продашь ничего!) и, конечно, зарабатывают.
Выпускные коллекции студентов выставляются для всеобщего ознакомления в огромных залах и вместе с преподавателями их оценивают и промышленники. Кстати, интересных студентов с интересными работами колледж и попечители –промышленники отправляют на международные конкурсы и выставки (студентов факультета трикотажа я встречала не раз на Pitti Filati). Кстати, студенческие коллекции делаются на высшем уровне: и по материалам, и по технологиям создания – безо всяких скидок на студенческую бедность или неопытность. Для этого все годы обучения они проводят в производственных классах, осваивая все технологические процессы, конструирование, материаловедение на самом современном уровне. Не зря директор Бунка с гордостью рассказывала нам о дружбе с Йоджи Ямамото. При таком уровне обучения нет ничего удивительного в феерическом расцвете японской молодежной моды.


DONGHUA UNIVERSITY (ДОНГХУА) 
Донгхуа – университет, где чемоданы стоят прямо в лабораториях. Студенты все время путешествуют по всему миру на выставки со своими работами, что, конечно же, дает им «насмотренность» на мир, дает опыт участия в международных проектах и мощный потенциал для дальнейшей профессиональной карьеры.
Университет представляет собой целый городок, утопающий в зелени и отгороженный от Шанхая шлагбаумами, с десятком зданий, каждое из которых является отдельным колледжем, отдельным очаровательным зданием библиотеки, кампусами, в том числе и для многочисленных иностранных студентов. Между зданиями есть поляны для занятий цигун, стадионы, кафе. Здесь есть уникальный музей национальных ремесел: шелкоткачества, вышивки, национального и исторического костюма.


Донгхуа не самый гигантский университет Китая, но для нас цифры впечатляющие: 12 факультетов (колледжей), которые ежегодно выпускают тысячи молодых специалистов – отдельно в дизайне, технологиях, материаловедении, менеджменте, бизнесе и так далее. Университет был создан в пятидесятые годы прошлого века по модели Косыгинского университета и поэтому самые передовые технологии обучения в нем перемешаны с вполне советским академизмом. 
Я выступала в колледже моды и дизайна, также гигантском здании, начиненном самым современным промышленным оборудованием, лазерным оборудованием, 3D-оборудованием. Но, кстати, и оборудованием, можно сказать, допотопным студенты тоже пользуются. Есть и лаборатория Swarovski – компания предоставляет студентам оборудование и материалы для разработок обуви, аксессуаров, одежды – и презентует студенчесике работы на самых важных выставках индустрии. Вообще отличительным явлением университета является то, что студенты с первого курса вовлекаются в производственые процессы и выполнение заказов крупных компаний, госструктур – например, разработка коллекций Adidas или создание униформы для авиации, армии, пожарных, полиции.


В здании колледжа огромные общие пространства, оформленные модной инфографикой и заставленные самыми современными интерактивными стендами с обучающей информацией о дизайне, материаловедение и технологиях. Стенды интерактивные, студенты в переррывах между занятиями активно работают с ними. Стоят и действующие модели техники, объясняющие устройство и механизмы работы – прядильного, ткацкого, швейного и вязального оборудования, производства полимерных материалов и так далее. Выставлены для изучения и полноценные макеты автомобилей, так как  в понятие моды входит, например, и дизайн среды. 
Лекции здесь интересны тем, что студенты практически не задают вопросы. Хотя, возможно, они просто смущаются. Обучение в университете дорогое, но талантливых студентов обучают за государственный счет, и затем они отрабатывают свой «долг» – три года – на производстве. Работают студенты много и усердно, многое изучают на английском языке. Отчетные работы судентов выставляются в изобретательно оформленных пространствах и самых интересных студентов в последний год обучения отправляют по программе обмена в Бунка. Много лет китайским студентам дают возможность довершать образование в лучших вузах мира, проходить праткику и набираться опыта в мировых компаниях, чтобы затем вернуться на родину и при поддержке государства и общества запускать собственные бренды и строить индустрию моды. Результат мы с вами знаем – «сделано в Китае» сегодня означает не только факт производства, но и уровень дизайна модного продукта.

Источник — рассказ Людмилы Норсоян

1 комментарий

avatar
Очень интересно! 
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.