История тканей в полоску

Мода  →  История моды

ткань в полоску

Сейчас мы привыкли к ткани в полоску, тельняшкам — это один из самых модных рисунков вот уже 20 лет! Однако не всегда все было так гладко. В своей увлекательнейшей книге «Дьявольская материя, или история полосок и полосатых тканей» французский исследователь Мишель Пастуро подробно рассказывает, с чем ассоциировалась полоска в Средние века – условно говоря, с нарушением нормы, и, соответственно, носили подобную одежду те, кто из этой нормы выпадал. Палачи, проститутки, фигляры, цыгане, калеки, etc. Под катом подробнее и с фото:




Полосатая одежда отличала их и других отрицательных персонажей и в жизни, и в литературе, и в изобразительном искусстве. Если на вас что-то в полоску – значит, что-то с вами не так!

Да кто не помнит хотя бы полосатую одежду заключённых и каторжников…

Но мы ведь хотим поговорить не о тех временах, когда приличные люди не носили одежду из ткани в полоску, а наоборот!

Что ж, полоска завоёвывала своё место медленно, но упорно. Сперва в одежде слуг, а затем и их господ – и вот уже король Генрих VIII (тот самый, у которого было шесть жён) красуется на парадном портрете в красных штанах с золотыми узорчатыми полосами. С тех пор мода на полоску приходит, уходит, но непременно возвращается снова.
Даже в эпоху Реформации, тёмных, скромных одежд полоска не сдаётся, а перекочёвывает на юбки добропорядочных немок.





аленькая инфанта Маргарита на портрете Веласкеса в тёмно-синем платье с отделкой, образующей ряды узких полосок)

В начале XVII века узор в виде полосок обычно использовался в качестве отделки – несколько рядов на рукавах, юбке, и т.д. – о платье полностью в полоску речь пока не шла. Потом она снова исчезнет, бал будут править ткани гладкие или же с цветочным узором, но в конце века полоска вернётся на платья тогдашних модниц.



(А вот полосатые подолы платьев конца XVII века – полоска начинает чувствовать себя всё более и более уверенно)

И, наконец, начиная с середины следующего, XVIII века, в моду входят ткани в полоску. Расцвет этой моды приходится на 1770-ые, и не без влияния «Востока» в самом широком смысле этого слова. Индийские, турецкие, китайские ткани будут вдохновлять француженок и англичанок.


Совсем узкие полоски и более широкие; рисунок на ткани – и вотканные прямо в неё ленты; простые полосы или сопровождаемые мелким рисунком из цветов, цветочных гирлянд и прочих узоров; яркие и пастельных оттенков; продольные – на пышных юбках, поперечные – на рукавах. На плотных тканях и тончайших, на шёлке и муслине.

И не только на женских платьях – мужчины тоже полюбили полоску. Самые модные жилеты 1780-ых – полосатые, порой трёх- или четырёхцветные, но самые модные – двуцветные, обычно красно-белые.

Королева Франции и законодательница мод, Мария-Антуанетта, тоже носит полосатые платья, особенно из простых и лёгких тканей, когда живёт в своём любимом загородном дворце Трианон.

Полоска будет в моде и тогда, когда канет в Лету «старый мир».

1777 – официальный год рождения полосатого американского флага, и борьба Соединённых Штатов за независимость ещё больше подхлёстывает полосатую моду.

А вскоре разражается и Великая Французская Революция – Максимилиан Робеспьер носит полосатый редингот, а полосатая одежда цветов сине-бело-красного флага демонстрирует патриотические настроения тех, кто её носит.

Когда же страсти утихнут, и наступит век XIX, а мода сменится в очередной раз, полоска сперва присмиреет, и будет скромно украшать, к примеру, туфельки или ботинки, отдельные детали туалета, порой и повседневные платья, зато к середине века восторжествует.


В дамском журнале за 1866 год писали: «Полосатые платья по-прежнему в моде. Зимой на них почти не было отделки, но в последнее время появились способы их приукрасить. Подол полосатой юбки теперь окаймляют широкой лентой из полосатого шёлка, того же цвета, что и платье, но полоски на ней намного шире, чем на платье».

А летом 1867 года в моде было, к примеру, платье из голубого шёлка с белыми полоскам, к которому надевали голубой жакет, или же из голубого чёрными: «Полоски в моде. Снова носят цветные шёлка».



О, эта постоянно меняющаяся мода…

В английском юмористическом журнале «Панч», в ответ на объявление модными вертикальных полосок, писали: "… Ах, я надевала платье только дважды, потому что была в трауре, как вы знаете; оно такое милое, только я не могу перешить его так, чтобы полоски бежали вниз и вверх, а не вокруг меня. О, я бы хотела, чтоб мода не менялась так быстро! Это так дорого – переделывать платья, и, знаете, никогда нельзя перешить платье так, чтобы старое платье выглядело, как будто бы новое. Но что толку ворчать… Конечно, если императрица Мода приказывает, мы должны повиноваться. Нельзя и мечтать о горизонтальной полоске, если императрица приказала носить вертикальную!"

Полоску носят все, и литературные героини – не исключение.

Героиня Бальзака одета в «розовое платье в мелкую полоску», героиня Золя – «в весеннее шелковое платье в фиолетовую и белую полоску».

Любят эту расцветку и героини Драйзера. На одной «легкое белое платье в черную полоску и широкополая соломенная шляпа с белой в черную полоску вуалью вокруг тульи и ярко-пунцовым цветком мака, свисающим над левым ухом», другая принялась «с удовольствием разглядывать шелковое платье в белую и черную полоску, которые, сливаясь, создавали прелестный серый тон, но, как ни велик был соблазн, всё же в конце концов отказалась и от него»; третья выбирает «темно-серое платье с отделкой из лент в серую и белую полоску, хорошо оттенявшее ее свежее, румяное лицо».

Есть подобный наряд и в гардеробе знаменитой героини «Унесённых ветром», правда, Скарлетт О'Хара его не любит – «сиреневое в полоску муслиновое платье с большими кружевными медальонами и тюлевым воланом красиво, но не в её стиле».

Героиня «Тысяча второй ночи» Теофиля Готье была одета на турецкий лад, и наряд был роскошный: зеленая бархатная курточка, вся изукрашенная вышивкой, обхватывала ее тонкий стан, газовая полосатая блузка с полукруглым вырезом, застегнутая на две алмазные пуговицы, не скрывала грудь, белоснежную и превосходно выточенную".

Героиня «Тысяча второй ночи» Теофиля Готье была одета на турецкий лад, и наряд был роскошный: зеленая бархатная курточка, вся изукрашенная вышивкой, обхватывала ее тонкий стан, газовая полосатая блузка с полукруглым вырезом, застегнутая на две алмазные пуговицы, не скрывала грудь, белоснежную и превосходно выточенную".

А юная художница Мария Башкирцева записала в своём дневнике в 1876 году: «Я явилась к завтраку в восхитительном костюме: неаполитанская рубашка из китайского крепа небесно-голубого цвета, обшитая старинными кружевами, очень длинная юбка из белой тафты, спереди задрапированная куском полосатой восточной материи, состоящей из цветов – белого, голубого и золотого – и связанной сзади».

Можно основательно подзабыть, о чём «Мёртвые души» Гоголя, но следующие строчки, наверное, припомнят многие: «Сестре её прислали материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску всё глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки...»

Была ткань под названием «гриделин» – обычно серого цвета в узкую полоску, чёрную или белую, именно из неё шили «визитные брюки». «Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку», – развязно заявляет герой «Собачьего сердца». Наверное, эти самые брюки в полосочку из моды не выйдут уже никогда – и не только мужские.

Ткань «Оксфорд» бывает и клетчатой, и полосатой, из неё шьют рубашки.

На ткани «канифас» тоже были полоски, только рельефные.

А помните загадочный «драдедамовый» зелёный платок из романа «Преступление и наказание»? Драдедам – это лёгкое дешёвое, а оттого доступное и бедным, сукно. Зачастую полосатое. Так что кто знает – может быть, платок Мармеладовых был не просто зелёным, а полосатым…

А «морская полоска»? Когда точно матросы начали носить свои «тельняшки», нам точно неизвестно, но к концу XVIII века это было уже обычным делом.

И полоски постепенно перекочёвывают в детскую моду (обязательный «матросский костюмчик» для мальчиков, а потом и девочек), и моду пляжную – платья для прогулок, зонтики, купальные костюмы.

Можно не разбираться в истории моды, но ни разу не натолкнуться на изображения полосатых купальных костюмов рубежа XIX-XX веков, наверное, нельзя. Вспоминается киноцитата: «Красиво плывут! – Кто? – Вон та группа в полосатых купальниках...»

С лёгкой руки мадемуазель Шанель тельняшки станут носить не только моряки, и морская «полосатая» тематика прочно укрепится в моде XX века.

Платья с вертикальными узкими полоской носили в пятидесятые, с широкими горизонтальными – в шестидесятые.

Вещи в полоску стали неотъемлемым атрибутом многих модных домов, например, Missoni, с их яркими, неровными, разноцветными полосками, или Etro – с широкими и узкими, приглушённых оттенков или яркими, простыми или в сочетании с цветочными узорами и «огурцами-пейсли».

Черно-белая тельняшка – любимая одежда знаменитого модельера Жан-Поля Готье, который, по его словам, использовал этот принт почти во всех своих коллекциях.

Когда-то полоски были самодостаточны, потом их смело начали сочетать с другими узорами, клеткой или горошком, как у Kenzo или Lacroix.

А следующей весной полоски снова будут в моде.

8 комментариев

avatar
Спасибо, интересно узнать, что у привычных вешей есть своя история, которая когда-то начиналась…
А что там про ткани в горох? )))
avatar
мне тоже понравилась эта идея. Кстати, есть книга (я правда в аудиоформате только слушала) — история вещей. Там как раз о том, как привычные нам вещи (шуруп, ножницы, вилка, обувь на правую и левую ногу...) появлялись. Удивительно и просто :)
avatar
А кто автор, не подскажете?
avatar
уф, еле нашла :) оказывается у меня в файле нет автора

Сергей Иванов История вещей  
avatar
Спасибо большое! И извините, что напрягла, просто поисковик столько всего выдал — пришлось уточнить.
avatar
Спасибки. Очень познавательно!
avatar
Спасибо огромное, вот только иллюстраций бы побольше))
avatar
Интересная информация, прочитала с удовольствием, хотя многое уже знала. Но иллюстраций и правда не хватает.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.