Maison Martin Margiela

Мода  →  Дизайнеры

марджела
 
Сегодня мы напишем о самом одиозном и таинственном дизайнере последних тридцати лет –  Мартине Марджела. Его внешний вид неизвестен публике,  некоторые  считают, что этот человек в реальности не существует. Единственная фотография, которую однажды  представила Нью-Йорк Таймс с подписью «Martin Margiela», подлежит сомнению. Поэтому вместо его фотографии мы иллюстрируем начало статьи одной из его культовых вещей – обувь «ниндзя» именно он ввел в гардеробы модников.
 Сам дизайнер скрывается от фотографов и журналистов, когда общаться все-таки вынужден -  отвечает по факсу, используя местоимение «МЫ» — имея в виду не столько себя, как личность, сколько свою команду – как коллективный разум.
 
После окончания The Royal Academy of Fine Arts в 1979 году, Маржела 10 лет работал ассистентом Жана-Поля Готье, а с 1998 по 2003  год был креативным директором старейшего консервативного бренда HERMES.
Первая его коллекция (и эта линия жива до сих пор) в 1988 году была кастомайзингом в чистом виде: он брал самую базовую повседневную одежду в секонд-хендах и переделывал ее в креативную, стремясь оживить в новой форме.  Кожаные фартуки мясников превратил в вечерние туалеты, мешок носков перешил в строгий мужской пиджак… Модный дом Maison Martin Margiela и сейчас продолжает делать одежду из плакатов, меховых шапок, перчаток, носков, кроссовок, мячей и даже накладных ресниц. Созданный им стиль назвали «destroy fashion».
 
кастомайзинг марджиела секонд хенд
 
Жилет из битой посуды и шуба, сделанная целиком из черных и белых пластиковых «держателей» для ценников.
кастомайзинг мартин мейсон марджела
 
В 1989 году Martin Margiela (первым в истории!) получает французскую премию за заслуги в области современной моды ANDAM, которая после также присуждалась всего двум  _не_французам_ — брендам  Viktor & Rolf и Jeremy Scott.
 Белый цвет стал визитной карточкой бренда МММ – его логотипы стерильно белые, крупные, их пришивают, как обычно, позади вещи, на спинке изнутри, но четырьмя крупными белыми стежками, хорошо видимыми с лицевой стороны. Интерьер всех его помещений – и мастерских, и бутиков по всему миру – всегда разнообразный, не повторяется. Но он всегда, как в операционных, белый и строгий, а продавцы в белых  медицинских халатах. Как однажды признался работник Марджелы (сам он не дает интервью, как мы помним) – изначально это было вызвано скромным бюджетом. Когда дизайнер только начинал бизнес, денег не хватало, и мебель  он скупал по объявлениям, искал на блошиных рынках, на сейлах мелких магазинчиков. Выглядела она по разному- разных стилей, эпох, цвета. Чтобы связать все воедино, он принял решение все, включая стены, красить в абсолютно чистый белый цвет, чтоб не отвлекать внимания от главного — одежды.
белый интерьер бутика марджела
     
     В 1997 году на уже  традиционно пустой белой бирке наконец, что-то пишут: появляются черные цифры от «0» до «23». Бирки одинаковы на всех вещах. Но число, обведенное в кружок, обозначает принадлежность вещи к определенной линии бренда.
     Линия 0 — это перешитая вручную женская одежда — кастомайзинг; линия 1 — (пустой белый лейбл) — женская коллекция; линия 4 — придуманная после окончания сотрудничества с Hermes строгая буржуазная коллекция, без буйства креатива и «фирменных безумств»; линия 6 — прет – а -порте; линия 10 — базовая коллекция для мужчин (если 0 взят в кружок — то это  мужской аналог линии кастомайзинга), линия 11 — аксессуары для женщин и мужчин; линия 14 — мужское прет-а-порте, линия 22- обувь. Остальные цифры пока, видимо, оставили «про запас»;)
лейбл логотип марджиелы
 
     Главная же фирменная идея бренда Maison Martin Margiela, ставшая практически основой основ его  ДНК  и идеологии – «невидимость». Нельзя увидеть самого  дизайнера, так как он считает, что «то, как выглядит Мартин Маржела, никак не связано с рабочим процессом. Хочется, чтобы люди воспринимали бренд через призму собственного вкуса и стиля, а не впечатления от персоны или группы лиц, которые их создают… Вещь или коллекция одежды непременно являются результатом работы многих умов, сердец и рук и нельзя приписывать одному то, что создавали многие»©. Имхо, довольно верное замечание. «Фишка» распространяется даже на детали: адреса магазинов не упоминаются в телефонных книгах, а на упаковке и белых пакетах нет логотипа.
 
     Кроме того,  Маржьела  считает ненужной «преувеличенную» истерию по поводу личности моделей на показах, фотоссесиях, рекламных постеров и Look-book-ов (ставшую главной тенденцией индустрии моды последних тридцати лет). Он, если можно так выразиться, счел их только «вешалками», призванными не дополнять его идеи, а лишь демонстрировать. Поэтому  его модели максимально незаметны: на разных фотоссесиях, показах и лукбуках, их, так или иначе, заставляли мимикрировать под окружающую среду: за счет причесок, смазанных кадров, аксессуаров. Квинсистенцией этого стал показ, на котором лица моделей не только закрыли волосами, но и замотали в непрозрачный капрон. А в 2007 году, в поддержку этой фирменной «фишки», Маржела выпустил ее очередную интерпретацию — знаменитые «Инкогнито», очки в виде темной полоски на глазах, делающие лицо практически неузнаваемым.
 
марджиела очки полоска инкогнито
 
 
     Эта обезличенность и анонимность, возведенная в культ, в итоге сыграла злую шутку с поклонниками марки, когда в 2002 владелец компании Diesel Ренцо Россо добавил в свой инвестиционный портфель  марку Maison Martin Margiela. Через пару лет поползли слухи о проблемах в общении дизайнера и нового владельца бренда, к 2007 году они окрепли.
     И раньше никогда нельзя было угадать,  каков точно процент в коллекции продуктов  творческого гения основателя бренда, а какой – его подмастерьев.  Но со временем это привело к тому, что  когда стиль коллекций стал неуловимо меняться, спохватились не сразу. Да, вещи остались гротескно-ироничными, но стали менее интеллектуальными и более носибельными. Стиль уже не вкрадчиво нашептывает – скорее, «кричит». Показы теперь стандартные, без «шоу», хотя так они, действительно, удобны для посещения байерами и обозревателями моды. С сайта бренда МММ пропали все архивы старых коллекций, которые демонстрировались до продажи Дома Ренцо Россо. Журналисты и модники, имея непрошибаемую стену в виде несотрудничающих с прессой работников бренда,  изо всех сил пытались уловить малейший признак – на месте ли еще  Марджьела.
 
     Дом Maison Martin Margiela в 2008 сначала невнятно заявил, что: «Марджела сосредоточился на других проектах, а одеждой почти не занимается», затем, в 2009, что он: «занимается брендом, но не сидит постоянно в студии». Пресса и ведущие издания, такие как Guardian, Stile.com и др., продолжали нагнетать обстановку заявлениями вроде: “В отсутствии комментариев Дома MMM, единственным доказательством присутствия или отсутствия Марджелы в команде дизайнеров становится наличие великолепной интеллектуальной игры и тонкого ума в его коллекциях. А этого больше нет”.
      В итоге, после последней, провальной и разгромленной модными критиками летней коллекции — 2010, Ренцо Россо вынужден был заявить официально: «Мартин Маржела не с нами на протяжении долгого времени… У нас совершенно новая команда. Мы фокусируемся на молодой, творческой энергии». После этого признания многие бутики отказались закупать новую коллекцию, а некоторые стилисты и журналисты, почувствовавшие себя обманываемыми на протяжении долгого времени – игнорируют новые показы и пресс-релизы МММ.
 
     Стало известно, что Ренцо Россо пытался заменить креативного директора и основателя, приглашал  Хайдера Акерманна и Рафа Симонса — но оба отказались занять предложенную им должность по этическим соображениям.
 
     До сих пор неизвестно, когда же именно ушел (и куда) Маржела и жив ли он вообще.

11 комментариев

avatar
It's spooky how clveer some ppl are. Thanks!
avatar
Maison - это "дом" по-французски, а не имя.
avatar
Статья отличная. Но, все же, в русском языке нет слова «кипельный». есть понятие «кипенно белый». Не экономьте на редакторах и корректорах. Язык меняется, пишущие журналисты ошибаются все чаще.
avatar
ремарка: он Мейсон МАРГЕЛА, а не Марджиела… Так как он датчанин по происхождению и транскрипция и произношение его фамилии не может читаться как итальянская.
То же самое как и марка авто ламборгини и Эмануэль Унгаро (а не Ангаро)… и тд
avatar
вообще-то, он из Бельгии, а там французский — один из государственных языков. Btw Dutch and Danish it's not the same...

 ссылка
avatar
да, я чуток ошиблась, но ваше замечание не опровергает произношение фимилии, спасибо что поправили…
avatar
здесь многие имена дизайнеров немного коверкают: например, как раз голландская Iris van Herpen, произносится как  Ирис, а не Айрис. 
Спасибо за то, что вам это тоже не безразлично :)
avatar
и вам спасибо за понимание.… мне как-то сделали замечание по поводу произношения фамилий))было очень не удобно. Для европейцев это моветон))хотелось, что бы девочки не повторяли таких ошибок)
avatar
Вы бы не позорились. Бельгийский дизайнер. Произносится МейзОн МартАн МаржелА… не Мерджела и уж точно не Маргела.
avatar
Спасибо. Очень интересная информация. Грустно стало.
avatar
Margiela zhiv, da zdravstvuet Margiela!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.