Встреча Александра Васильева с блогерами (отчет)

Город  →  Афиша. Москва


Выставка Александра Васильева


Не так давно Александр Васильев провел лекцию  в формате закрытого показа своей выставки для модных блогеров рунета. О самой выставке можно много где почитать и посмотреть фото: 

Раз

Два
Три
Четыре
Пять
Шесть
Семь 
Восемь самая интересная.

Не думаю, что мои фото с точки зрения художественной ценности будут значительно лучше тех что по ссылкам, поэтому злоупотреблять ими не буду. Постараюсь передать то, чего они не передадут: атмосферу и особую подачу материала.

Выставка Александра Васильева
 
Во-первых, даже если у вас есть трехтомник Васильева (тот самый, большого формата)  выставка к посещению обязательна, там очень много нового.
 
Во-вторых, крайне жаль что не все посетители могут заиметь в качестве экскурсовода по ней самого Александра Васильева: во-первых, он «умеет» рассказывать, во-вторых, он «горит» и «бредит» этими вещами и этой выставкой — и заражает всех вокруг.

Выставка Александра Васильева


Кроме того, чего уж точно не отнять — он разбирается в тончайших нюансах этих вещей и времени их создания. Настолько,  что может себе позволить в одной мимоходом брошенной, меткой, юморной фразе уложить весь дух того времени. 
 
Мое,  скажем так, скептическое отношение к нему, как человеку-бренду, если честно, после этой экскурсии — сменилось уважением к большому профессионалу.
 
Мы не раз тут обсуждали скептически то, сколько стоят его лекции, какая публика на них собирается и сколько других побочных бизнесов им попутно предлагается настойчиво.
 
Но мне показалось во время лекции, что не все так однозначно и многое познается в сравнении. Если понимаешь во имя чего это все делается — можно «понять и простить».
 
Да, так уж получилось, что коллекцию, сопоставимую по размерам с музейной, собрал именно он. Да, она немного «попсова», да, он хочет на этом заработать. Имеет право, в конце концов.
 
Какими бы предпосылками  не руководствовался в создании «Музея Моды», Васильев имеет одну из лучших коллекций в плане «собранности» комплектов — и это исключительно его заслуга.
 
На лекции, как мне показалось, он попытался немного «раскрыться» перед публикой, показать без попыток понравиться чего стоило собрать эти вещи. Стало понятнее, почему он ввязывается в любой способ заработать деньги, мне кажется.
 
В данный момент музеи всего мира находятся не в лучшем положении. Да, есть музей Метрополитен, Виктории и Альберта, есть еще несколько монстров — но периодически банкротятся многие и многие другие (в Америке, Франции, и т.д). Каждый из них имеет вполне замечательную коллекцию текстиля, одежды и модных аксессуаров. Самые «сливки», конечно, из экспозиции обанкротившегося музея забирают те самые «знаковые» музеи. Но и то, что остается — по уровню для нас (россиян) очень даже интересно: ведь там не было наших революций, экспроприаций и дефицита: сохранилось численно намного больше раритетов.
 
Вещи с экспозиции такого музея-банкрота поступают в аукционную торговлю — и куча энтузиастов и коллекционеров со всего мира вступают в борьбу за них.
И разумеется, что никто из сильных мира сего денег на такие аукционные торги Васильеву не дает: он и его помощники покупают все, исходя исключительно из его личного бюджета, выбирая между тем платьем и этим, пытаясь составить законченные экспозиции в своем будущем музее.
 
Часть вещей продают на открытом аукционе, часть — в виде «кота в мешке». А-ля «коробка  из дома такого-то, предположительно такого-то года, никогда не открывалась, стартовая цена такая-то». И открывая такую коробку,  не знаешь что там окажется — бальные платья или  постельное белье, условно говоря.
 
Выставка Александра Васильева


Васильев рассказал вкратце, как трудно ему приходится в общении с олигархами или чиновниками — когда пытается найти помещение под музей (а коллекция, по его словам, насчитывает уже более 10 000 вещей). Они просто не понимают важности этой экспозиции. Так же как  большинство обывателей, наверное — не понимают ценности его коллекции.
 
Главное отличие коллекции от российских музейных коллекций  - это ее «собранность».

Если выставляется платье, то к нему Александр и его помощник стараются докупить идеально подходящие аксессуары, обувь, белье, шаль, шляпку, перчатки. И если где-то в Новосибирском музее или Историческом мы увидим одиноко развешенные на манекенах платья без подъюбника, а блузку и юбку из разных десятилетий — то, посетив выставку Васильева, можно увидеть полностью законченные комплекты: манекен выглядит именно так, как  выглядела модница именно в 1816 году, например.

 И именно поэтому на шали такая кайма, а на платье такие складочки — потому что именно в 1816 году этот оттенок и этот декор был на «писке» моды.

Выставка Александра Васильева

Наряд «купчихи». Тот самый, по принципу «я надену все лучшее сразу». Яркий пример когда комплект собирался «по частям» — часть там, часть сям, косыночка с бахромой того же оттенка и времени еще где-то  - а выглядит идеально «законченным».
 
Второе отличие: идеальное (в скобочках, разумеется, с поправкой на возраст) состояние вещей. Если находится сумочка с частично утраченным микробисером (который уже не производится), то Александр или помощник держит этот факт в уме (как и 10 000 других вещей, к которым нужны дополнения и реставрация) и при закупках старается докупить что-то. Например, практически разрушенный зонт с бисером того же периода и расцветки — чтобы «отремонтировать» сумочку и положить ее в паре к идеальному для нее платью и вееру.


Встреча Александра Васильева с блогерами (отчет)

Третье отличие от наших музейных собраний — это некоторая «декоративность» вещей. Иногда, по словам Александра, приходится даже чем-то жертвовать и выбирать в условии ограниченности средств платье пусть попроще в дизайне или исторической ценности, но зато более «декоративное», яркое, нарядно смотрящееся в витрине. Все-таки это музей не только для профи, а обычный посетитель хочет удивленно ахать, качать головой и иметь на фоне чего сфотографироваться:-).

Встреча Александра Васильева с блогерами (отчет)Встреча Александра Васильева с блогерами (отчет)

Пожалуй, это и есть  главное отличие от музейных «по-русски» экспозиций у выставки: ее плотная «сбитость», «собранность», в ней нет случайных или «проходных» вещей, как большинстве музеев России, формирующих свои запасники по принципу «что бог послал», бессистемно. 
 
Про будущее музея: Александр сказал, что старается организовать, ищет достойное помещение для экспозиции. Но сталкивается с полнейшим равнодушием по этому вопросу у чиновников. Причем ему особо даже не важно где он (музей) будет: в России, Литве, или Франции, например. Но чиновники везде одинаковы:-).
 
Особо поиски финансирования он не форсирует, ибо (сюрприз!) уверен, что в ближайшее десятилетие будет очередная мировая война и нет смысла пока «ставить» на определенную страну (слегка утрирую, но сказал как-то так:-))).
 
Ну и вкратце расскажу про те комплекты, которые успела снять Лялька, пока я слушала. Я там тоже снимала, но дочь решила что это менее художественно вышло и удалила, не спросив, засранка:-(.


Встреча Александра Васильева с блогерами (отчет)


До этого платья в экскурсии были предыдущего периода, «наполеоновского». Те самые прозрачные, под которые женщины надевали трикотажные комбинезоны, связанные из тонких нитей -  но оставались при этом, по сути, видимыми со стороны «полностью» обнаженными. Это была мода  прозрачных белых платьев и огромных шалей из шерсти к ним — как единственного способа слегка прикрыть наготу и немного согреться зимой. Неудивительно, что так часто женщины тогда простужались и умирали — попробуйте-ка в одной комбинации поскакать по балам.
А что делать — мужчины на войне, к себе надо привлекать как-то внимание.
 
Платье же сверху — следующего  периода: мужчины вернулись. Велели прикрыть срам, закрыть оголенное по «самое не хочу»  декольте и застрочить по низу юбки складки, или нашить декор -  мешающие"порношику" того периода — когда при каждом движении женщины ткань платья забивалась ей между ног.
 
 
Встреча Александра Васильева с блогерами (отчет)
 
Эта шаль была восстановлена (реставраторов, конечно, Александр тоже оплачивает сам — на те самые деньги от лекций, как и хранилища для коллекции) практически с состояния «половой тряпки», он и сам ее не узнает.
 
В общем, всячески рекомендую взять экскурсию по выставке или хотя бы сходить и добросовестно почитать все таблички. 

PS
Извините, я не буду выкладывать полотна фото и писать какие-то прописные истины к ним: все-таки большинство читателей Второй улицы в курсе истории моды, как менялись эпохи и кто такой Чарльз Ворт (а среди публики на выставке, например, при том что это были «модные» блогеры и журналисты пишущие о моде, нашлась барышня, не знающая даже кто это(!)))).

О самой выставке у нас было уже пара постов. 

10 комментариев

avatar
 Я не имею художественного образования, потому все это для меня новая и очень интересная информация. Спасибо! 
avatar
Замечательный пост! Прочла на одном дыхании, Спасибо!
К сожалению, территориально нахожусь далеко и никак не могу посетить выставку, но уже много о ней читаю и смотрю. Чувствуется, как Вы сами «зажглись», вдохновились этим.
avatar
супер, интересно так вот на человека и его труд под другим углом взглянуть! спасибо
avatar
Спасибо за отчет, Саша! На выставке я была, но без Васильева. Он, конечно, великое дело делает для России.
avatar
Кошмар, сколько очепяток тут и слипшихся слов 0_о Это меня планшет подвел, извините что в таком виде опубликовала. Сейчас заберу ноутбук из ремонта и «причешу» пост по-человечески
avatar
Любопытно было почитать, спасибо. Да и сходить стоит!
avatar
Почему-то никогда не задавалась вопросом, каких трудов стоит эта коллекция Васильеву в плане реставрации. Думалось, что вещи к нему сразу в хорошем состоянии попадают.
Теперь и принцип отбора стал понятен, а то раньше у меня создавалось впечатление, что его коллекции не достает некоторой системности и полноты в хронолого-стилевом аспекте.
 Спасибо за публикацию! Отдельное — за конверс, кокетливо торчащий из-под подола платья на предпоследнем фото) Из вчера — в сегодня, что называется…
avatar
спасибо, интересно очень!
avatar
Спасибо огромное за этот пост!!! Очень интересно!!! Побольше бы постов о моде и истории моды... 
avatar
ок, пожелание запомним)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.